Русские народные сказки детям 2 3 лет. Сказки для детей на любой возраст. Л. Пантелеев «Карусели»

Думаю, пришла пора пополнить нашу очередной порцией интересного детского чтива . Тем более, что мой обзор книг для детей 2-3 лет уже давно начат и не закончен. можно найти статью с подборкой книг зарубежных авторов, а . И так как русские писатели и русское народное творчество до сих пор были незаслуженно обделены вниманием, о них сегодня и пойдет речь.

Многие книги в сегодняшнем списке хорошо знакомы всем нам с малых лет. Чуковский, Михалков и Маршак, пожалуй, были главными книгами моего детства. Однако благодаря дочери я открыла для себя и других замечательных русских авторов, о существовании которых раньше и не подозревала. Это Рената Муха, Вадим Левин, Генрих Сапгир и многие другие. Обо всех них можно подробнее почитать ниже.

  • Р.Муха, В.Левин, В.Лунин «Вежливый слон» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Начну со сборника стихов, который долгое время был у нас безусловным фаворитом. С этой книгой мы искренне смеялись, удивлялись, разглядывали причудливые иллюстрации. Стихи здесь наделены долей озорства и тонкого юмора, кстати, довольно понятного ребенку от 2-2,5 лет. И, надо заметить, что, несмотря на развлекательную нотку в тексте, в нем, безусловно, есть что обсудить и что вспомнить.

Отдельного внимания заслуживают иллюстрации Красовской. Во-первых, их много. Во-вторых, они яркие, бесконечно добрые и очень смешные. Они идеально подходят к такому забавному тексту.

Еще мне очень понравился сборник стихов Ренаты Муха «Хорошая плохая погода» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) (или его аналог «Ужаленный уж »), его я дарила своим знакомым, когда в продаже не было «Вежливого слона». Книга большого формата с не менее чудесными иллюстрациями Антоненкова, стихи Ренаты Мухи в этой книге те же, что и в «Вежливом слоне» , один недостаток – нет Левина с Луниным А так книга выше всяких похвал.

  • А.Барто «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Думаю, 2-3 летний ребенок уже на зубок знает «Зайку бросила хозяйка» и «Уронили мишку на пол», однако сборник «Игрушки» — это хоть и самый известный, но далеко не единственный сборник, который оставила нам в наследие Агния Львовна. Для меня, например, стали настоящим открытием ее стихотворения из циклов «Вовка – добрая душа», «Младший брат», «Настенька», «Я расту». Это просто замечательные стихи про ребят, про их обычные житейские проблемы и открытия. «Ребятишкинская» тематика делает их очень близкими и понятными для детей. А стихи из серии «Младший брат» считаю вообще необходимыми, если в семье рождается или предвидится еще один малыш, т.к. они учат заботе и доброму отношению к малышам. Все стихи легкие и доступные. Самое то для детей от 2 лет.

Стихотворения из вышеупомянутых циклов издаются в том или ином составе в различных сборниках. К сожалению, нам подарили не самое удачное издание Барто, я бы даже сказала, одно из самых неудачных, с аляпистыми компьютерными иллюстрациями. Книга, конечно, не подходит для воспитания художественного вкуса в ребенке, но дочь так в нее вцепилась, что пришлось смириться с этими безвкусными картинками, и читать что просят

К счастью, в магазинах можно встретить и издания получше, например, такое .

  • З.Александрова «Стихи» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Пожалуй, любимый Тасин стих Александровой – «Про девочку Да и мальчика Нет», но в сборнике есть и много других добрых и запоминающихся стихотворений. Как и у Барто, стихи у Александровой тоже в основном про ребят: про то, как они играют в прятки, в лошадку, строят самокат, собирают цветы и прочее. Если сравнивать с Барто, то книга все-таки не была у нас столь любимой (некоторые стихотворения показались тяжеловатыми для восприятия и не такими цепляющими), но в целом книга занимает достойное место в нашей библиотеке.

  • «Белый дом и черный кот» в пересказе Б. Заходера (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вы когда-нибудь слышали об артисте Тралиславе Трулялинском, что живет в Припевайске, в переулке Веселинском? Если еще нет, то тогда вам обязательно нужно познакомиться с этим развеселым артистом и его семьей, которые пляшут и поют целыми днями! Он живет на страницах этого короткого сборника смешных и необычных польских стишков в гениальном пересказе Бориса Заходера. При прочтении книжка вызывает бурю эмоций у моего ребенка. И хотя здесь всего 3 стихотворения, они не надоедают. Рекомендую, чтобы зарядиться хорошим настроением.

  • И.Токмакова «Где спит рыбка» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна известная советская поэтесса – Ирина Токмакова. У нас ее творчество представлено в виде небольшого, но очень замечательного сборника «Где спит рыбка». Стихотворения очень живые и задорные, легкий приятный слог, да и юмор присутствует. Читали с удовольствием, всю книгу выучили наизусть.

Еще пример хорошего сборника Токмаковой – «Ходит солнышко по кругу» (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • Г.Сапгир «Леса-чудеса» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Возможно, кто-то помнит творчество Сапгира по своему детству, но я с ним познакомилась совсем недавно, вместе с дочкой. При первом прочтении стихотворения кажутся довольно необычными, а рифмы нестандартными. Но чем больше читаешь, тем больше проникаешься. И вот уже текст льется песней.

От этой удивительной книги так и веет сказкой. Все здесь необычно: в лесах-чудесах сова принимает в гости медведя, олень играет в пятнашки, добрый лев подает лапу прохожим, ну а в стране Хохотании живут смеянцы, которые могут даже злого дракона засмеять так, что он сгорит дотла. Читая эту книгу, с головой погружаешься в сказочные миры, которые обрисовал автор. Так и не хочется их покидать. Рисунки очень гармонично дополняют текст, такие же волшебные.

  • И. Суриков «Детство» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Про эту великолепную книгу я уже писала .

  • С. Михалков «Самые любимые сказки и стихи малышам» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Не представляю себе воспитание ребенка без стихов Михалкова, наверно, потому что его мне чаще всего читали в детстве, и дядя Степа с упрямым Фомой слишком прочно засели в моей голове. Так что моя оценка точно не будет объективной, да и как можно оценивать классику, проверенную годами. Просто эта книга должна быть у каждого ребенка!

А еще у Михалкова удивительный талант без какого-либо занудства (как, например, у Прокофьевой), в милой и смешной манере рассказывать детям про их маленькие огрехи в поведении, капризы, упрямство.

В нашем сборнике (по ссылке полный аналог нашей книги ), пожалуй, самое полное собрание сказок и стихов Михалкова. Единственное, что мне в сборнике не очень понравилось, так это то, что в нем намешано много совершенно разных художников, и я не могу сказать, что мне понравились все иллюстрации.

  • К. Чуковский «Сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • С. Маршак «Стихи и сказки» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • В. Сутеев в сказках и картинках (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Сборников, объединенных картинками Сутеева, существует огромное множество. При покупке обязательно почитайте содержание, т.к. в них часто печатаются произведения Михалкова, Маршака, Чуковского, возможно, они у вас уже есть.

  • Русские народные сказки (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Скажу честно, мое отношение к русским народным сказкам неоднозначно. И хотя я не могу их не читать своему ребенку (это все-таки классика), зачастую я не понимаю, в чем их мораль. Да, безусловно, в некоторых сказках есть полезные мысли, например, не пускать незнакомого волка в дом, как в «Волке и семеро козлят», или не заходить далеко в лес без подружек, как в «Маше и медведь». Но мне совершенно не понятно, в чем мораль тех сказок, где самая лучшая невеста и жизнь достается ленивому дурачку, и зачем сказка учит надеяться на чудесную щуку, сивку-бурку или волшебное кольцо, а не на собственные силы. Есть некоторые сказки, которые даже отпугивают своей жестокостью, как, например, «Терешечка», где Чувилиха зажарила и съела свою дочь. Хорошенько ознакомившись с народным творчеством, я приняла решение все-таки читать сказки, но с некоторой фильтрацией и пояснениями.

Для знакомства дочери с народным фольклором я выбрала сборник от издательства АСТ «». Мне понравилось здесь количество и качество картинок, изложение самих сказок (а оно, надо сказать существенно отличается от сборника к сборнику). Здесь уже не только самые простые сказки, вроде Колобка и Теремка, но и те, что подлиннее и посложнее.

Многие сказки также можно найти отдельно, например, в таких изданиях:

  • «Соломенный бычок – смоляной бочок» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Это грузинская народная сказка с излюбленным сюжетом «Принеси мне сначала то, тогда я тебе дам это» (как, например, в «Петушке и бобовом зернышке»). Довольно достойно ее напечатало издательство «Нигма».

  • «Говорящие сказки » (Ozon , My-shop , Read )

Ну и для разнообразия можно почитать так называемые «говорящие сказки». Суть их в том, что при появлении определенного слова в тексте нужно нажать кнопку с соответствующим звуком. Например, при прочтении слов «Жалко стало Мартынке котика …», малыш нажимает на изображение котенка и слышит мяуканье. Таисии такое развлечение нравится до сих пор, поэтому эти книги, пережив многих своих «коллег», и по сей день живут у нас на полках и никак не уезжают в чулан.

Чтение детских сказок благотворно влияет на малышей 1-2-ух лет. В таком возрасте детское восприятие впитывает окружающую среду как губка, поэтому самое время приобщать сыновей и дочерей к волшебному миру сказок и стихов.

Начиная читать сказки, вы открываете ребёнку дверь для новой ступени развития. Чтение обогащает словарный запас малышей, тренирует память и способствует укреплению нервной системы. Если вы начали читать стихи, то заметите, с каким неподдельным интересом дети 1-2 года слушают их. В этом нежном возрасте рифмованные сказки воспринимаются лучше прозы, а в дальнейшем детвора с удовольствием разучивает четверостишия.

Главное, чтобы процесс чтения вызывал интерес, поэтому не принуждайте ребёнка читать сказки насильно. Пускай повествование сказочных истории приносит малышам лишь положительные эмоции. Тогда повзрослев, у них не возникнет ассоциации "чтение ровно принуждение".

Чтение сказок и стихотворений детям 1-2 года - залог успешного развития и образованности ребёнка в будущем.

Мы живем в веке компьютеризации и нанотехнологий, но духовно-нравственные ценности людей остаются прежними. Книги могут помочь родителям привить маленькому ребенку хорошие качества и научить правильному поведению. Выбор книг должен осуществляться родителями тщательно, чтобы процесс чтения стал для не только приятным, но и полезным. В данной статье рассматриваются 30 лучших книг, которые признаны бестселлерами среди детской аудитории.

Какие читать книги ребенку в 2-3 года: обзор лучших литературных произведений для малышей

Народные сказки для детей 2-3 лет

«Репка»

Традиционная русская народная сказка «Репка» нравится детям всех поколений. Данная сказка полезна тем, что ее можно, во-первых, использовать как обучающее руководство: яркие картинки познакомят ребенка с образами домашних зверей. Во-вторых же, сказка может послужить прекрасным руководством для инсценировки.

«Заюшкина избушка»

Все детки сопереживают несчастному зайчику, который, по доверчивости своей, пустил лису к себе домой, а та его выгнала. Детки, анализируя данное произведение, учатся доброте. Инсценировка данного произведения прекрасно развивает творческие способности детей.

«Курочка ряба»

Образы курочки, деда и бабки из этой сказки нравятся всем маленьким читателям! Сюжет прост, легко запоминается малышом. Однако многие родители так и не могут понять, почему же дед с бабкой плакали, когда яичко разбилось.

«Колобок»

Забавный герой Колобок, убежавший от бабушки с дедушкой и попавшийся в лапы к лисе, понравится малышу. Эта история хороша тем, что она учит ребенка слушаться старших и не говорить с незнакомцами. Сказку можно использовать для .

«Теремок»

Любимая сказка с известным сюжетом: новоселье зверей омрачается появлением нового гостя необъятного размера. Данная сказка прекрасно развивает образное мышление, ведь ребенок 2- 3 лет, как правило, сопереживает персонажам, параллельно рисуя сюжет сказки в своей голове.

Произведения В. Сутеева для детей 2-3 лет

«Цыпленок и утенок»

Книги Виктора Сутеева любимы детской и взрослой аудиторией, потому что автор еще является и отличным иллюстратором своих произведений. Сказка «Цыпленок и утенок» доступна даже малышам возрастом младше, чем два года. Ведь каждое предложение сказки имеет отдельный яркий рисунок, наглядно показывающий все действия персонажей: дружба, ловля червяка, спасение. Ребенок сопереживает героям и одновременно смеется, ведь данная сказка имеет, безусловно, юмористический контекст.

«Три котенка»

История-шутка станет любимой для вашего малыша не только из-за милого сюжета и ярких иллюстраций, но и потому что во время ее прочтения ребенок своими глазами будет наблюдать волшебное превращение котят. Данная книга поможет вашему чаду прочно выучить цвета: черный, серый и белый.

«Под грибом»

Виктор Сутеев, взяв за основу традиционный сюжет русской народной сказки «Теремок», придал своей истории несколько иное обрамление и сделал его более трогательным. Ситуация, описанная в сказке, безусловно, учит детей добру. Звери, вынуждены ютиться под маленьким грибком, прячась от непогоды. Притом, каждый готов подвинуться, чтобы спасти товарища. Сюжет также обостряет внезапное появление лисы, охотящейся за зайчиком. «В тесноте, да не в обиде» — гласит основная мудрость сказки. Интересен тот момент, что к каждой мини-ситуации рассказа сам автор сделал соответствующую иллюстрацию. Ребенок видит, как гриб постепенно растет, в конце сказки автор обращается к своим маленьким читателям с вопросом: «Почему гриб вырос?». Сказка также помогает развивать в ребенке логическое мышление.

«Дядя Миша»

Известная сказка Виктора Сутеева учит детей добру и справедливости. Образ Медведя поможет деткам понять, что в случае сложной ситуации нужно обращаться за помощью к старшим.

«Мешок яблок»

Пожалуй, эта сказка является самым известным произведением Виктора Сутеева. Сюжет истории является достаточно волнительным для сознания маленькой крохи. Папа-Заяц, заботясь о своей большой семье, идет в непроходимый лес, чтобы набрать мешок яблок. Но натура зайца не позволяет ему донести фрукты до пункта назначения: добряк раздал все яблоки голодным зверям. Вынужденный вернуться обратно, заяц встречается с волком. Доброта побеждает: заяц дома, и он вознагражден угощением от своих друзей. Данная книга — отличное пособие по обучению развития в ребенке таких человеческих качеств, как доброта, щедрость и отзывчивость.

«Капризная кошка»

Данная сказка имеет картинки, поэтапно иллюстрирующие сюжет произведения. Повторное прочтение можно усложнить: предоставить ребенку возможность самому делать несложные иллюстрации.

Произведения С. Маршака для детей 2-3 лет

«Усатый-полосатый»

Книга С. Маршака рассказывает о жизни маленького котенка. Интересное знакомство с миром: первое блюдо, прогулка, игры с карандашами – все это так естественно описано! Книга является шуточным рассказом, но в то же время помогает ребенку понять, каким образом нужно ухаживать за домашними животными.

«Где обедал воробей?»

История создана для самых маленьких читателей. В книге рассказывается о воробье, у которого было много друзей, проживающих в городском зоопарке. Воробей, не имея собственного дома, всегда был сыт и счастлив, потому что друзья угощали его разными вкусностями: морковкой, капустой или хлебными крошками. Не имей сто рублей, а имей сто друзей — именно так гласит русская пословица.

«Рассеянный»

Существует мнение, что лучше учиться на чужих ошибках. Эту мысль ярко иллюстрирует произведение С. Маршака «Рассеянный». Шуточная история дает возможность ребенку по-доброму посмеяться над героем и не совершать его ошибок.

«Про все на свете»

Как только ребенок знакомится с животными, изучает цвета и геометрические фигуры, то у него возникает потребность перейти на новый уровень: и этим этапом становится изучение букв. Книга С.Я. Маршака позволяет вашему ребенку изучать алфавит в стихотворной форме, что способствует быстрому запоминанию. Шуточная подача материала стимулирует желание ребенка познавать что-то новое.

Д. Хармс «Храбрый ежик»

Небольшое стихотворение Д. Хармса любимо воспитателями детских садов, ведь оно написано в форме загадки, ответ на которую дети смогут дать, вспомнив то, какие звуки издают животные. Также стихотворение может послужить прекрасным материалом для инсценировки, что способствует развитию творческого начала в маленьком ценителе искусства.

В. Левин «Глупая Лошадь»

Лошадь – главная героиня данного стихотворения – решила прогуляться в разных калошах. Ребенок, помимо прочтения, может также делать собственные иллюстрации. Малышам двух лет особенно будет интересно «наряжать» лошадку в калоши разных цветов. Здесь можно проявить фантазию: составить игры на сопоставление и дифференциацию.

Гаршин «Лягушка-путешественница»

Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» так любима детской аудиторией! Малыши с удовольствием следят за приключением лягушки-хвастунишки. Образ лягушки ярко демонстрирует малышам, что хвастовство – это плохое чувство, которое может привести к беде, как, в прочем, и случилось с главной героиней.

К. Ушинский «Сказки»

Герои сказок Константина Ушинского – это лесные и домашние звери, которые столь привычны для детского сознания. Заимствуя сюжеты русских народных сказок, автор не теряет и индивидуальности, раскрывая образы своих персонажей в необычных ситуациях: волк дружит с собакой, гусь и журавль меряются красотой, два козлика не дают друг другу перейти мостик, а рак спасается от вороны. Все эти истории имеют глубокую мораль, что делает книгу К. Ушинского еще более полезной для чтения.

Б. Поттер «Флопси, Мопси и Ватный хвост»

Флопси и Мопси – известнейшие персонажи английской писательницы. Яркие иллюстрации, нетипичные образы останутся в памяти вашего малыша. Истории, случившиеся с героями, научат малышей доброте и отзывчивости.

Б. Поттер «Ухти-Пухти»

На первый взгляд сюжет незамысловат: девочка Люси знакомится с прачкой Ухти-Пухти, у которой находятся ее вещи. Но авторский стиль приходится по душе любому малышу. Детки возрастом даже младше двух лет, уже понимают данную историю. Поэтому данная книга может стать одной из первых книг, которую вы можете читать своему малышу.

Дональдсон «Улитка и кит»

Книга Джулии Дональдсон «Улитка и кит» является победителем международного конкурса как лучшая иллюстрированная книга. Такое творение не оставит равнодушным любого читателя. Интересные истории откроют вашему ребенку удивительный морской мир.

Произведения Г. Остера для малышей 2-3 лет

«Котенок по имени Гав»

Книга-загадка очень необычна не только по содержанию. Стиль автора Григория Остера весьма оригинален: писатель постоянно «играет со словом», тем самым еще больше интригуя маленьких читателей: ребенок гадает, какое же имя имеет котенок, почему старый кот считает, что имя котенка может привлечь неприятности. Данная книга отлично развивает воображение малышей. Книга также имеет отменные иллюстрации, знакомые всему читательскому миру.

«Середина сосиски»

И. Томакова, стихи

Ирина Томакова – поэтесса, завоевавшая любовь детской и взрослой аудиторий. Данные стихи можно не просто читать перед сном, а непосредственно использовать во время кормления, прогулки, игр или купания. Тематические стихи легко запоминаются малышами.

А.Барто «Стихи»

Агния Барто — поэтесса, без творчества которой русские люди не представляют свое детство! В самое начало сборников ее стихотворений обычно помещены самые маленькие по объему. Это и известная «Наша Таня громко плачет», и «Зайку бросила хозяйка», и «У меня живет козленок». Данная книга станет прекрасным руководством для обучения малыша запоминанию стихотворений наизусть. Вначале предоставьте вашему малышу проговаривать концовки строчек, постепенно импровизируя и увеличивая объем. Последующая серия стихотворений называется «Младший брат». Это собрание уникальных лирических текстов воспитывает в ребенке чувство ответственности и любви к малышам.

Владимир Степанов «Разноцветные желания»

Комплекс-книга, включающая как поэзию, так и прозу. Захватывающие яркие стихотворения-миниатюры о лете, пляже, весенних денечках продолжаются страницами объемных произведений, рассказывающих о жизни детей. Конечные страницы — сказки, которые имеют очень оригинальные сюжеты: на страницах мы встретим ёжика, заботящегося о лесных зверях, ленивого кота, козу-обманщицу и других. Данная книга показывает детям на примерах и антипримерах варианты правильного и неправильного поведения.

Развивающие книги для детей 2-3 лет: список книг для обучения малыша

Развивающие книги для детей 2-3 лет

О. Земцова «Грамматейка 2–3 года»

Цифры, буквы, вычитание, сложение, чтение по слогам – вот те умения, которые приобретет ваш ребенок после занятий по книге О. Земцовой «Грамматейка 2–3 года». Яркие картинки, веселые задания в пособии делают занятия по изучению букв, цифр интересными для маленьких детей.

«Развивающие тесты для детей 2–3 года»

Что развивает логику лучше, как выполнение тестов на сопоставление, дифференциацию и исключение. Разные сюжеты, часто взятые из сказок, станут приятным дополнением при подготовке ребенка к детскому садику.

Этери Заболотная «Умный ребенок 2-3 года»

Данная книга имеет комплекс упражнений, помогающих ребенку прочно усвоить небольшое количество информации. Каждый пример «обыгрывается» с нескольких сторон: например, после изучения новой буквы, автор предлагает найти ее на странице или отличить от других.

Когда ваш малыш подрастет, перед вами станет вопрос о лет, тогда обратите внимание на обзор книг для детей этого возраста на нашем сайте.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам.

Вдруг, откуда ни возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли.

Вернулась Маша, глядь — братца нету! Ахнула она, кинулась туда - сюда — нигде Ванюшки не видно. Кликала она, кликала — братец не отзывается. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит —стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!

Маша скорее дровец нарубила, в печку подбросила.

Печка сказала ей, в какую сторону бежать.

Видит —стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стрясешь мои яблочки — скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Стрясла Маша яблоки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала.

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Упал в меня камень, — отвечает речка. — Сдвинешь его в сторону—скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень.

Зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Стоит на опушке и не знает, куда теперь идти, что делать. Смотрит —сидит под пеньком еж.

— Ежик, ежик, — спрашивает Маша, — не видал ли ты, куда гуси- лебеди полетели?

Ежик говорит:

— Куда я покачусь, туда и ты иди!

Свернулся он клубочком и покатился между елками, между березками. Катился, катился и прикатился к избушке на курьих ножках. Смотрит Маша —сидит в той избушке Баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле золотыми яблоками играет. Подкралась Маша тихонько к избушке, схватила братца и побежала домой.

Немного спустя выглянула Баба-яга в окно—нет мальчика! Кликнула она гусей-лебедей:

— Скорей, гуси-лебеди, в погоню летите, Ванюшку отнимите!

Взвились гуси-лебеди, закричали, полетели.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад—увидала гусей-лебедей... Что делать? Побежала она к молочной речке —кисельным берегам. А гуси-лебеди кричат, крыльями хлопают, нагоняют ее...

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь меня!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала.

Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала.

А гуси-лебеди заметили ее — воротились, летят навстречу. Подбежала Маша к яблоне: —Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси- лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшу и пролетели мимо.

Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать.

Бежит она, несет братца, уж и дом недалеко... Да на беду, гуси- лебеди снова увидали ее — и ну за ней!

Гогочут, налетают, крыльями над самой головой машут—того и гляди Ванюшку из рук вырвут... Хорошо, что печка рядом. Маша к ней: — Печка, печка, спрячь меня! Печка ее спрятала, заслонкой закрыла.

Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали.

Покружились они, покружились, покричали, покричали да так ни с чем и вернулись к Бабе-яге.

А Маша с Ванюшкой вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Прибежала домой, умыла братца, причесала, посадила на лавочку, сама рядом с ним села.

Скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку и поселилась в ней со своими козлятами. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко- накрепко запереться и никому дверей не отпирать. Воротится коза домой, постучит в двери и запоет:

— Козлятушки, детитушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись.

Подслушал козу волк и, когда коза ушла, подошел к дверям избушки и запел толстым-претолстым голосом:

— Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытцы водицы!

Козлятки выслушали волка и говорят:

И не отворили дверей волку. Волк так и ушел несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка,— говорит Машенька,— отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай —не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревцо за деревцо, кустик за кустик — и ушла далеко - далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу —совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь —не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.

Села и думает:

«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого...

Думала она, думала и придумала.

Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри — не идет ли дождик?

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит —короб готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит! Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:

— Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

— Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают!

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька, сидит—живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка- квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез—никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

Влез медведь на крышу. Только уселся — трах! — раздавил теремок.

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Толстой Лев Николаевич «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой —Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая—Михаилы Иванычева, другая средняя—Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю—было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!»

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке!»

А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!»

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его!»

Медведи пришли в другую горницу. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — заревел Михайло Иваныч страшным голосом. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «Кто ложился в мою постель!» И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи!»

Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

Братья Гримм, Якоб и Вильгельм «Горшочек каши»

Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.

— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста.

— На, бабушка, — говорит девочка.

Поела старушка ягод и сказала:

— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать:

— Раз, два, три,

Горшочек, вари! —

и он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

А скажешь ему:

— Раз, два, три,

Больше не вари! —

и он перестанет варить.

— Спасибо, бабушка, — сказала девочка, взяла горшочек и пошла домой, к матери.

Обрадовалась мать этому горшочку.

Да и как не радоваться? Без труда и хлопот всегда на обед вкусная, сладкая каша готова.

Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:

— Раз, два, три,

Горшочек, вари! —

он и начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит и варит кашу. Как его остановить? Нужно было сказать:

— Раз, два, три,

Больше не вари! —

да мать забыла эти слова, а девочки дома не было.

Горшочек варит и варит. Уж вся комната полна каши, уж и в прихожей каша, и на крыльце каша, и на улице каша, а он все варит и варит.

Испугалась мать, побежала за девочкой, да не перебраться ей через дорогу — горячая каша рекой течет.

Хорошо, что девочка недалеко от дома была. Увидала она, что на улице делается, и бегом побежала домой. Кое-как взобралась на крылечко, открыла дверь и крикнула:

— Раз, два, три,

Больше не вари! —

и перестал горшочек варить кашу. А наварил он ее столько, что тот, кому приходилось из деревни в город ехать, должен был себе в каше дорогу проедать.

Только никто на это не жаловался. Очень уж вкусная и сладкая была каша.

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.

Увидала лисичка бычка и запела:

— Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает:

— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

— А ты ему ничего не говорила? Лисичка говорит:

— Сказала.

— Что ты ему сказала? — спросила лиса.

— А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.

— Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его обидела.

Похожие публикации