Держание поста. Что такое пост и как правильно поститься. «Соблюдайте сахур — это время благословенное»

Чем отличается от других религий ислам? Пост Рамадан для мусульман - самое священное время года. Они воздерживаются от всех утех для того, чтобы испытать силу воли над плотскими желаниями, раскаяться в грехах, побороть гордыню во имя прощения Всевышнего. Как правильно держать пост в исламе? Об этом и пойдет речь в статье.

Общие сведения

В течение исламского поста - ураза, днем постящиеся не должны принимать никакой пищи. Им не разрешается пить алкогольные напитки, вступать в интимные отношения. В настоящее время появились запреты на выкуривание сигарет и жевание жвачек (а их, как известно, во времена пророка не существовало). А распитие спиртного в исламе запрещено не только в священный месяц Рамадан, но и, вообще, в течение всего года. Более того, недопустима и их продажа. В отличие от христианства, пост в исламе допускает принятие любой пищи: и мясного, и жареного. Одновременно он ограничивается по времени. Допустимо трапезничать только в тёмное время суток. Нужно принимать во внимание, что ислам не допускает питание мясом некоторых животных. Например, свинина - под большим запретом.

Не только священный для мусульман - время поста. Ислам разделяет его на два вида. Первый пост - обязательный. Его необходимо соблюдать в священный месяц Рамадан (девятый в Второй - рекомендуемый. В исламе календарь не такой, как григорианский. Он короче на 11 дней. И именно поэтому с каждым годом месяц Рамадан наступает на десять дней раньше. А рекомендательными являются такие дни поста в исламе: каждый понедельник и четверг; 9-е, 10-е, 11-е числа месяца Мухаррам; первые шесть дней Шавваля. Помимо отказа от еды и плотских утех, постящиеся обязаны молиться (совершать намаз). Приём пищи должен совершаться до (Фаджр) и после вечернего (Магриб). Принято считать, что в этот месяц Всевышний (Аллах) более благосклонен к молитвам и увеличивает значимость благих дел.

В отличие от в исламе - не грустный, а праздничный. Для правоверных мусульман он является величайшим праздником. К нему они заранее готовятся: покупают еду и подарки, поскольку Всевышний прощает грехи и отвечает на мольбы не только постящихся, но и помогающих тем, кто нуждается, и просто, занимающихся благотворительностью. Ведь даже самые обездоленные должны принимать пищу с наступлением тёмного времени суток, участвовать в празднике. Поэтому в конце священного времени принято собирать деньги (закят) для бедных. Помимо богоугодных дел, нужно постараться никого не обманывать. Иначе принято считать, что Всевышний не примет ни поста, ни молитв.

Время поста

Ислам, как читателю уже известно, призывает всех мусульман к посту в священный месяц Рамадан. На какое число попадёт его наступление - зависит от лунного календаря. Ибо каждый год он припадает на новую дату. Во время уразы принято вставать ещё до утреннего совершения молитвы, чтобы съесть завтрак. Такая процедура принятия пищи до восхода солнца называется сухуром. Святой пророк велел правоверным не пренебрегать им, потому что он придаст много сил для совершения Поэтому проснуться на час раньше не должно составить никакого труда у верующих. А завершить сухур рекомендовано до свершения утренней молитвы - фаджра, чтобы не опоздать к времени поста.

В течение всего дня, до наступления сумерек, постящийся обязан проводить в полном ограничении, без пищи и воды. Прервать его он обязан до вечерней молитвы. Открыть ифтар нужно с глотком пресной воды и фиником. Рекомендуется прервать пост вовремя, не откладывая на потом. После принятия воды и финика не нужно сразу же принимать пищу. Сначала необходимо совершить а уже потом дозволено приступить к ужину - ифтару. Запрещается есть до отвала и объедаться. Нужно принять ровно столько, чтобы удовлетворить чувство голода. Ведь в противном случае пост потеряет свой смысл. А он, как известно, нужен для воспитания телесной похоти.

Действия, опустошающие организм

Что нарушает пост в исламе? Эти действия бывают двух видов: то, что опустошает человека, и то, что его наполняет. К первым относятся те, в процессе которых из тела выходят определённые жидкости. Как известно, это может быть преднамеренная рвота (в случае, если она была не намеренной, пост не считается нарушенным) или кровопускание. Так же, как указывалось выше, запрещено вступать в интимные отношения. А как известно, во время этого процесса и у мужчин, и у женщин происходит выброс полового генетического материала. Поскольку действие является преднамеренным, то и относится к нарушениям.

Вообще, и без выброса генетического материала интимный контакт нарушает пост. Даже если он происходит между законными супругами. Если же выброс произошёл без интимного контакта, но преднамеренно (рукоблудство), то это тоже нарушение, поскольку в исламе такое действие считается грехом. Однако, если мужчина намеренно решил это совершить, но не произошло выделение половой жидкости, то пост не считается нарушенным. Также не является нарушением непреднамеренный выброс как у мужчин, так и у женщин.

В исламе данное нарушение является самым тяжким. Если человек раскаялся, то он может искупить вину двумя способами: либо освободить невольника (в цивилизованном мире это сложно и фактически недоступно), либо поститься в течение последующих двух месяцев. Даже если без уважительной причины он нарушит либо прервёт ограничение, которое выдерживает по случаю раскаяния за прелюбодеяние, он заново должен начать двухмесячное воздержание.

Обнимать и целовать во время поста - разрешено. Но эти действия не должны приводить к половому возбуждению, чтобы не произошло того, что нарушает пост. Если супруги умеют владеть собой, то спокойно могут целовать друг друга. Если же нет уверенности в себе или в своих вторых половинках, то необходимо отказаться от объятий. Иногда бывает, что выброс генетического материала произошёл во сне. А как известно, человек не контролирует свои действия в это время. Поэтому пост не является нарушенным. В этом случае возмещать его незачем. А мужеложство и скотоложство в исламе являются тяжкими грехами всегда, а не только в месяц Рамадан.

Кровопускание во время поста

Сдать кровь - тоже нарушение. Считается, что таким образом человек слабеет. А чувствовать недомогание во время поста - недопустимо. Это означает, что человек не должен становиться донором. Даже в случае крайней необходимости, это является нарушением. Однако постящийся может возместить его в другой день. Если же кровь пошла непреднамеренно, то ограничение не является нарушенным. Также не относится к нему и сдача крови на анализ. Ведь в этом случае сдаётся мало жидкости, поэтому человек не испытывает слабости. Кроме того, не допускается и соблюдение поста во время менструального цикла (тоже в своём роде кровопускание). Как известно, представительницы прекрасного пола в этот период испытывают слабость и болезненность. И, как указано выше, в такое время недопустимо соблюдение поста.

Тошнота во время поста

Если у постящегося проблемы с желудком, то ему не обязательно сдерживать рвоту, опасаясь, что это может нарушить пост. Когда же мусульманин намеренно вызвал её, то за это действие не последует наказания. Если постящийся непроизвольно освободил желудок от его содержимого, на соблюдения поста это влиять не будет. Значит, не обязательно сдерживать рвотные позывы. Но вызывать их намеренно запрещено.

Действия, наполняющие организм

К наполняющим действиям относятся те, в процессе которых человеческое тело наполняется. Это приём пищи и напитков. А как известно, они недопустимы в светлое время суток. Кроме них, принятие лекарств, вливание крови, инъекции также считаются нарушениями. Если медикаменты принимаются для полоскания и не проглатываются, то это является допустимым. Поэтому пить таблетки и другие лекарства необходимо в тёмное время суток. Также пост не считается нарушенным, если кровь заново вливают после того, как её очистили и насытили необходимыми питательными веществами. Кроме того, капли для глаз и ушей или клизмы тоже не относятся к запретным при уразе. Даже допустимо удаление зубов, несмотря на вероятное выделение крови из ранок. Если постящийся пользуется (в том числе и астматики), то пост тоже не нарушается. Поскольку воздух - это не еда и питьё, а газ, поступающий в лёгкие.

Любой мусульманин, который преднамеренно принял пищу или выпил, совершил большой грех. Поэтому он обязан совершить покаяние, возместить нарушение в другой день. А двойным грехом является принятие того, что ислам запрещает в любой день, а не только в пост - алкоголя и свинины. Если же человек просто забыл об ограничении (а такое часто наблюдается в первые дни уразы), то пост не считается нарушенным. Возмещать его необязательно. Человек должен поблагодарить Всевышнего за то, что Он послал ему пищу (а ведь в мире много голодающих). Если же мусульманин увидел, что кто-то другой тянется к еде, он обязан его остановить и напомнить ему о посте. Проглатывание слюны либо остатка пищи, застрявшей между зубами, также не является нарушением.

Какие действия не нарушают пост?

Как держать пост в исламе? Какие действия его не нарушат? Кроме тех случаев, которые указаны выше, к ним можно отнести следующие манипуляции: нанесение сурьмы на глаза (как известно, у мусульманских женщин это актуально); чистку зубов специальной щёточкой (мисваком) или обычной щёткой без пасты. Применение последней не запрещено. Главное, чтобы не проглотить средство, даже частично. Разрешаются и остальные гигиенические процедуры: полоскание носа, рта, принятие душа. Допускается также плавание, но при условии, что человек не ныряет с головой, поскольку это может привести к попаданию воды в организм.

Также не нарушает пост мусульманин, который поневоле заглотнул табачный дым или пыль. Допускается и вдыхание ароматов (даже намеренное). Если женщины (а иногда и мужчины) готовят еду, то пробовать их на вкус - допустимо. Но запрещается её проглатывать. Лечение ран посредством мазей, йода, раствора зелёнки - допустимо. Женщинам можно стричься и окрашивать волосы. То же самое касается и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола допустимо пользоваться косметикой. Но многие во время Рамадана от неё отказываются.

Курение во время поста

Курение во время уразы тоже нарушает пост. Вообще, этот процесс в исламе нежелательный, поскольку наносит вред организму и разуму, опустошает кошелек. А также в связи с бесполезностью. Поэтому намеренное глотание табачного дыма (в отличие от непроизвольного) нарушает пост. Но многие люди, которые держат уразу, не наслаждаются сигаретами только в светлое время суток. Это неправильно. Потому что курение не только сигарет, но и кальяна запрещено весь месяц поста в исламе. Часто бывает так, что после окончания Рамадана многие бросают эту пагубную привычку.

Пост во время беременности и кормления

Как правильно держать пост во время беременности в исламе? Будущая мама, если чувствует себя хорошо, нет угрозы ни для неё, ни для ребёнка, обязана соблюдать ограничения. Если же есть возможность выкидыша, то поститься необязательно. То же самое относится и к кормящим матерям. Поэтому перед наступлением священного поста, вышеуказанные женщины должны проконсультироваться с врачом. И сдать необходимые анализы.

Если же им не рекомендуется соблюдение поста по случаю тяжело протекающей беременности или по иным причинам, то они обязаны возместить пост в другое время. Желательно, до наступления следующего Рамадана. Кроме того, такой барышне нужно раздать подаяния нуждающимся (как деньгами, так и едой). Однако, если женщина не сможет возместить пост из -за того, что заново носит малыша под сердцем либо продолжает кормить, то вполне достаточно ей помочь бедным.

Пост беременной в исламе не слишком строгий. Его не обязательно соблюдать все тридцать дней подряд. Допустимы нарушения каждый второй день. Иногда можно сделать перерыв на неделю. Главное - держать тридцать дней в общей сложности. Поскольку дни поста зимой намного короче летних (в холодное время года рассветает поздно, а темнеет рано), то разрешается молодым матерям возмещать пост в эти дни, даже если Рамадан был летом.

Пост во время критических дней

Можно ли держать пост во время месячных? Ислам запрещает правоверной мусульманке не только соблюдать ограничения, но и совершать намаз. Если женщина в критические дни не делает этого, то возмещать не нужно. Всё это связано с тем, что в эти дни дамы не являются чистыми. А как известно, соблюдение важнейших исламских ритуалов допускаются только при соблюдении полнейшей гигиены.

Если женщина держит пост, и вдруг у неё начались выделения, то он считается нарушенным. девушка должна будет его возместить. Но если это произошло после наступления сумерек, то нарушения не было. На следующий день нужно воздержаться от ограничений до окончания месячного цикла. Одним словом, пост должен быть на пользу постящимся, а не во вред им. А при чувстве слабости организма, от уразы можно получить больше негатива, чем позитивных моментов.

Великий Пост является самым главным и длительным постом в православии, католицизме и некоторых других конфессиях. Его основной целью можно назвать подготовку к празднованию Пасхи.

Пост был создан для того, чтобы верующие не забывали о том, как Спаситель постился в пустыне на протяжении сорока дней.

Если считать вместе со Страстной седмицей, то продолжительность Великого поста составляет 48 дней. В 2013 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится 5 мая. Традиционно он начинается за 7 недель до праздника Пасхи.

Все верующие нашей страны 18 марта будут отмечать один из самых важных церковных праздников - Начало Великого поста.

Считается, что пост был установлен апостолами, однако современные историки опровергают это мнение. Это связано с наличием большого количества свидетельств о том, что различные практики поста существовали уже в первых веках, а потом получили дальнейшее развитие.

Великий пост носит и другое название - «Святая Четыредесятница», которое связано с его продолжительностью. Его соблюдение позволяет верующим выражать искреннюю любовь к Иисусу Христу и подразумевает строгое телесное и духовное воздержание.

Великий Пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Страстная седмица (неделя) предваряет праздник Воскресения Христова (Пасху). Она призвана служить нам напоминанием о семи последних земных днях Иисуса Христа.

Нужно отметить, что соблюдение поста предполагает отказ не только от определенной пищи, необходимо отказаться на это время от греховных мыслей, всех вредных привычек и увеселений. Этот период времени предназначен для усердных молитв, искреннего покаяния и раздумий. Верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких скоромных (не постных) продуктов, как мясо, яйца, рыба, молоко. Рыбу разрешено есть только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим.

Духовная практика поста заключается в молитвах, духовном чтении и удалении от всего греховного и отвлекающего от мыслей о божественном. Она не менее важна, чем телесная подготовка.

Правила Великого поста. Как питаться и что можно есть в Великий пост
Церковный Устав велит верующим во время поста соблюдать определенные правила в отношении трапезы.

Особо строгий пост должен соблюдаться в первую и последнюю его недели. Весь день следует голодать, а есть можно только один раз в день - вечером. По выходным допускаются две трапезы – днем и вечером.

По понедельникам, средам и пятницам разрешается есть только холодные блюда без добавления масла. По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу, но также без масла.

В выходные дни можно сдабривать еду растительным маслом и запивать трапезу виноградным вином. Исключение составляет только суббота Страстной седмицы.

В Великую пятницу вообще не положено употреблять пищу. Многие верующие также ничего не едят и в Великую субботу до самого наступления Пасхи.

Рыбу разрешено есть только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Но это разрешение отменяется, когда Благовещение выпадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу в пищу можно употреблять рыбную икру.

В понедельник, вторник и четверг также разрешается принимать горячую пищу, сдобренную растительным маслом, если дни памяти самых почитаемых святых выпадают на Великий пост. А в среду и пятницу разрешены горячие блюда без масла и вино.

Время Великого поста выпадает на весну, по этой причине главными продуктами этого поста можно назвать разнообразные соления и варения из овощей и фруктов, консервированные и свежие капусту, бобовые, свеклу, морковь, лук, сухофрукты и орехи, яблоки и апельсины. На первый взгляд кажется, что набор продуктов достаточно ограничен, однако из него можно приготовить большое количество разных блюд.

Церковь строго осуждает тех, кто нарушает Великий пост. Однако исключения делаются для детей, беременных женщин, больных, немощных и престарелых людей. Всем им позволено не соблюдать такой строгий пост, однако они, также, как и все остальные, в это время обязаны творить добрые дела и соблюдать духовный пост от грехов.

Пост считается временем духовного возрождения, духовного подвига и умерщвления греховных желаний.

Подготовка к Великому посту

Подготовку к Великому посту принято начинать за три недели до его начала. Это делается с целью подготовки человека к главному смыслу поста - покаянию. Каждая из этих недель имеет свое название.

Первая из этих недель называется «сплошной» или «всеядной», т.к. в среду и пятницу можно есть все, что хочется.

Вторая неделя называется «мясопустной», т.к. в это время еще можно есть мясо. Исключение составляют только среда и пятница. Другое название этой седьмицы - «пёстрая». Суббота на этой неделе называется родительской, т.к. в этот день принято навещать могилы родных.

Следующая неделя называется сырной, но гораздо больше она известна нам как Масленица. На всем ее протяжении можно есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, принято также печь блины и угощать ими гостей. В среду и пятницу разрешена только одна трапеза в день - вечером. Богослужение в эти два дня сходно с теми, которые проводятся во время поста.

Последнее воскресенье пред началом поста известно как «Прощёное воскресенье». В этот день принято прощать друг друга, забывая все обиды.

Затем начинается сам Великий Пост. Иногда к подготовительным дням относят также и неделю перед этими тремя седьмицами - Неделю о Закхее.

Нужно отметить, что богослужения, проводимые в церквях в это время, отличаются от обычных.

Первый день первой недели Великого поста называют «Чистым понедельником». Он получил такое название, т.к. в этот день верующие традиционно прибирают в доме, как бы очищая его от веселья масленицы, моются в бане, надевают на себя всё чистое, т.е. встречают начала поста в чистоте.

Воскресенье шестой недели мы знаем как Вербное воскресенье, которое напоминает о Входе Господа в Иерусалим.

О постах

Посты известны во всех древних религиях, и всюду они способствуют очищению тела и души от скверны. Но Православная Церковь придала постам особых, духовный смысл.

Великий пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Один из отцов Церкви, Иоанн Златоуст, так писал о Великом посте: "… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то, по прошествии сорока дней, проходит и Пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого Поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза..."

Ошибается тот, кто считает Пост - лишь в воздержании от пищи. «Истинный Пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение лжи, клеветы, клятвопреступления.

Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

Постящиеся знают, как Пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела...

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и Пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пост телесный и духовный

Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течении семи недель перед Пасхой.

В первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни, кроме субботних и воскресных, установлена вторая степень воздержания - пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, дважды в день.

Последняя степень воздержания - употребление в пищу рыбы. Рыба разрешается только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу разрешается употреблять рыбную икру. В эти дни можно есть и горячую пищу с растительным маслом.

В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло.

В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени - сухоядие, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

Итак, пост состоит в воздержании не только от мяса, но даже от рыбы и от масла, а первые и последние дни поста предписывается проводить вообще без пищи.

В пост необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строго поста.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост - время особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния он становится всего лишь диетой.

С 19 февраля по 7 апреля 2018 года православные христиане всего мира соблюдают Великий пост – строгий религиозный обычай, одним из неизменных атрибутов которого является особая диета. В общих чертах расскажем о том, как правильно держать Великий пост, чтобы соблюсти все правила, касающиеся питания в эти «покаянные» дни...

Традиция поститься перед Пасхой появилась еще в IV веке. Считается, что строгое многодневное воздержание (и далеко не только в еде!) помогает подготовиться православному человеку к самому главному, самому важному и светлому церковному празднику – Воскресению Христову.

Идея Великого поста: пока ослабевает плоть – укрепляется дух

Великий пост – это череда особых дней, отмеченных строгим воздержанием, как говорят сами верующие - «усмирением плоти», а также благими делами и покаянием... Строгая диета, отказ от алкоголя, увеселений и светских праздников, ежедневное чтение молитв, переосмысление своих стремлений и поступков – на протяжении всего времени поста все эти ограничения и обязанности, ослабляя плоть, помогают окрепнуть и «воскрылиться» (прекрасное слово из лексикона церковников) божественному духу, заключенному в каждом человеке.

Такова, в двух словах, идея Великого поста: держать себя следует в «черном теле», чтобы высвободить духовность и очистить помыслы. Не зря у Великого поста есть еще одно название – «Весна покаяния»...

Ни в коем случае не следует (это безграмотно, цинично и неэтично!) считать Великий пост лишь средством для похудения. Бесспорно, великопостная диета существует – и мы о ней расскажем – но соблюдают ее отнюдь не для того, чтобы сбросить лишний вес.

В диетологии Великого поста вообще такой пункт, как похудение, не значится. Строгие ограничения в питании нужны не для приобретения стройных форм, а прежде всего – для укрепления веры, поднятия духа, очищения мыслей и обретения самоконтроля.

Великий пост в датах и цифрах

Строго говоря, длительность Великого поста составляет 48 дней (или семь недель). В это число, помимо обычных постных дней, включены два праздника - Благовещение и день Входа Господнего в Иерусалим (Вербное воскресенье) - во время которых в меню предусмотрены некоторые послабления.

В Страстную неделю постящиеся соблюдают особенный пост Страстной седмицы. Эта самая строгая, самая «голодная» неделя Великого поста.

Те, кто регулярно держит пост, знают, что по правилам Великого поста количество приемов пищи в сутки должно быть не больше двух. Первый раз едят не раньше полудня, второй раз - вечером. Если в какой-либо день предусмотрен только один прием пищи, то он должен состояться не ранее 15:00.

Семь дней, следующие за Масленицей, и Страстная неделя (последняя неделя Великого поста), предшествующая Пасхе - своего рода краеугольные камни Великого поста, в эти дни ограничения в еде наиболее строгие.

Как держать пост: основные правила

Повторимся: перед тем, как держать пост (причем не только Великий, но и любой другой), нужно четко понимать, что пост - это отнюдь не повод и не метод для похудения, но это, безусловно – строгие и длительные пищевые ограничения, «воспитывающие» тело и дух. Основным же смыслом поста для христианина является очищение, смирение и покаяние. Даже если вы используете великопостную диету исключительно в целях оздоровления, следует с уважением относиться к самой идее Великого поста, которая несоизмеримо масштабнее, глубже и серьезнее, чем просто идея воздержания от пищи в целях похудения.

Так или иначе, вне зависимости от того, по каким причинам вы решили ограничить себя в питании - религиозным или оздоровительным, вы должны знать, как правильно держать пост, чтобы он принес вам пользу и удовлетворение, а не разочарование и пустые надежды.

Итак, какие гастрономические правила следует соблюдать тем, кто держит пост? Основной принцип прост: практически на все время Великого поста (за некоторыми исключениями) человек добровольно отказывается от употребления мясо-молочных продуктов, а также от сладостей и «сложных», «праздничных» блюд. Иными словами, пища должна быть скромной, максимально простой, а ее количество – более чем умеренным.

Диетология Великого поста

Итак, основные пищевые тезисы великопостной диеты выглядят так:

  • Сухоядение. Наиболее строгие ограничения в еде в первую и последнюю недели (седмицы) поста. В пищу разрешены только сырые овощи и фрукты, а также черный хлеб.
  • Сырая еда без масла. Предписана по понедельникам, средам и пятницам. Есть можно сырые овощи и фрукты, иногда - черный хлеб, грибы, соленья, квашеную капусту, а также мед, сухофрукты и орехи.
  • Вареные и тушеные постные блюда без масла. По вторникам и четвергам, а также в последний день (субботу) поста (перед Пасхой) следует есть вареную или тушеную еду, приготовленную без масла. Исключение составляют четверг 5-ой седмицы (можно есть горячие постные блюда с растительным маслом), вторник Страстной седмицы (можно сырую пищу без масла).
  • Вареная и тушеная еда с маслом и вино. Воскресенья и субботы - самые легкие дни поста, так как в них разрешается употребление вареной еды с маслом и вино. Исключения - первая седмица и последняя, Страстная. Вино разрешается употреблять только во время трапезы в количестве 2-3 красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, 1 красовуля равна 125 мл).
  • Отказ от пищи. В Чистый понедельник (первый день Великого поста) и в пятницу Страстной седмицы ничего есть не рекомендуется.

Несмотря на строгие ограничения по продуктовому списку, во время Великого поста можно готовить не менее вкусные и аппетитные блюда, чем в обычные дни. Более того, через простоту, относительную "скудность" и даже некоторую аскетичность питания в дни Великого поста, не исключено, что вы откроете для себя настоящий, "искренний", первозданный вкус некоторых продуктов.

Как правильно держать пост: чего нельзя

Отказаться придется от пищи животного происхождения - из рациона исключаются любые блюда из мяса, курицы, рыбы, молока, яиц и т.п., а также сдобная выпечка, торты, конфеты, большинство соусов и майонез.

В виде исключения в праздники (Благовещение и Вербное воскресенье) можно употреблять рыбу, а также в Лазареву субботу - рыбную икру.

Как правильно держать пост: что можно

Короткий список разрешенных в Великий пост продуктов и блюд выглядит примерно так:

  • растительная пища - фрукты, овощи;
  • соления (маринованные и соленые огурцы, квашеная капуста);
  • сухари, сушки;
  • сухофрукты, мед, (вместо сладостей);
  • грибы;
  • черный и серый хлеб;
  • орехи;
  • чай, ягодный морс, травяные отвары, кисели;
  • каши на воде.

Именно эти нехитрые анти-деликатесы должны стать основой вашего рациона на всем протяжении Великого поста.

Календарное расписание Великого поста 2018

Далее мы приводим классическое (довольно строгое) расписание Великого поста. Но при этом обязательно стоит добавить: как держать пост – дело очень личное, как говорится - в Великий пост строем не ходят. А значит, даже в рамках основополагающих правил каждый постящийся сам для себя в праве подобрать ограничения и соответствующие им блюда.

  • 1 Первая седмица Великого поста
  • 19 февраля (Чистый понедельник)
  • 20-23 февраля (вт-пт) : сухоядение (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Пить можно воду, морс, травяные чаи. Прием пищи – один в день.
  • 24-25 февраля (сб-вс)
  • 2 Вторая седмица Великого поста
  • 26, 28 февраля и 2 марта (пн, ср и пт)
  • 27 февраля и 1 марта (вт и чт)
  • 3 и 4 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей (например, картофеля, капусты, тыквы, кабачков), которые можно варить, тушить, печь или жарить с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 3 Третья седмица Великого поста
  • 5 ,7, 9 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Можно есть орехи. Прием пищи - один в сутки.
  • 6 и 8 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи), прием пищи – один в день.
  • 10 и 11 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина.
  • 4 Четвертая седмица Великого поста
  • 12, 14, 16 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи и фрукты, черный хлеб). Прием пищи - один в сутки.
  • 13 (вт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи). Прием пищи – один.
  • 15 марта (чт) : допускается первое послабление за время Великого поста - разрешены постные блюда с использованием масла и рыба. Прием пищи – один. К напиткам можно добавить немного вина.
  • 17 и 18 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина. В вс в рацион можно добавить каши.
  • 5 Пятая седмица Великого поста
  • 19, 21, 23 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. Прием пищи - один в сутки.
  • 20 марта (вт)
  • 22 марта (чт) : допускаются вареные или тушеные постные блюда на растительном масле. Прием пищи – один.
  • 24 и 25 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные постные блюда, приготовленные с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 6 Шестая седмица Великого поста
  • 26, 28, 30 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. В среду можно добавить в рацион грибы и соленья. Прием пищи - один в сутки.
  • 27 и 29 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла. Прием пищи – один в день.
  • 31 марта (Лазарева суббота) : в рационе допустимо второе послабление за все время Великого поста – разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино. Есть можно дважды в день.
  • 1 апреля (Вербное воскресенье) : на стол можно поставить горячие постные блюда, приготовленные на растительном масле, рыбу и допустимо употребление вина. Есть можно дважды в день.
  • 7 Седьмая седмица Великого поста
  • 2, 4, 5 апреля (Страстные понедельник, среда и четверг) : сухоядение (только сырые овощи и фрукты). Из напитков разрешены только вода. Прием пищи – один раз.
  • 3 апреля (Страстной вторник) : можно есть сырую пищу без масла. Прием пищи – один раз.
  • 6 апреля (Страстная пятница) : никакой еды есть нельзя, можно пить только воду.
  • 7 апреля (Страстная суббота) : либо полный отказ от пищи (допускается только вода), либо малое количество растительной сырой пищи без масла. Прием пищи – один раз и не ранее вечера. Это последний день поста.

Диета во время Великого поста: кому можно, а кому - не стоит

До того, как начать держать пост, вы должны обсудить его соблюдение с вашим духовным наставником или священником (если вы человек религиозный и для вас духовность Великого поста значит куда больше, чем его диетная составляющая).

Если же для вас великопостная диета - исключительно оздоровительная процедура, то имеет смысл проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

Здесь надо снова упомянуть о том, что строгое ограничение в пище во время Великого поста - лишь один из способов принизить на время значимость мирских, плотских удовольствий, и возвеличить важность духовных достижений. Но отказ от некоторой пищи - не единственный способ честно поститься. Для некоторых категорий людей церковь делает исключение и не настаивает на соблюдении диеты.

Если состояние здоровья или особые обстоятельства (например, беременность или период грудного вскармливания у женщины, пожилой возраст у стариков и малый возраст у детей, а также особенности жизни у людей некоторых профессий – военные, спасатели, путешественники и т.п.) не позволяют – строгую великопостную диету можно не соблюдать, но при этом все равно считать себя постящимся человеком. Главное – акцентировать свое внимание на духовных потребностях, на моральном очищении и покаянии.

Дни, в которые нельзя держать Пост:

  1. В день праздника Фит р – праздника прекращения Поста – первый день Шауу аля, месяца, следующего за Рамаданом.
  2. В день праздника К урбан-Байрам – десятого числа месяца З уль-Х иджа.

Имам Муслим передал от ‘Аиши, да будет ей еще больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, запретил соблюдение Поста в дни двух праздников Аль-Фитр и Курбан-Байрама.

  1. В три последующих дня после К урбан-Байрама (дни Ат-Ташрик ). Пророк, мир Ему, об этом сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ»

Это означает: «Дни Ат-Ташрик – дни, когда едят и пьют».

Передал имам Муслим.

  1. В день сомнения, то есть в день, следующий за двадцать девятым Ша‘бана, если о том, что видели новолуние Рамадана сообщили те люди, высказывание которых не является достаточным для определения начала месяца, например, это люди, совершающие большие грехи, а также дети, женщины и тому подобное.

Такой день называется днем сомнения и в этот день нельзя поститься. Об этом Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

«لا تَقَدَّمُوا رَمَضَانَ بِيَوْمٍ أَوْ يَوْمَيْنِ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ
فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

Это означает: «Нельзя опережать Рамадан ни на один или больше дней ни в коем случае. Начинать соблюдение Поста и прекращать его следует по наблюдению новолуния. Если же новолуния не было видно, то следует дополнить Ша‘бан тридцатым днем» . Передал имам Аль-Бухарий.

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал соблюдать шесть дней Поста в месяце Шауу аль – это является Сунной. Лучше поститься шесть дней подряд сразу же после дня Праздника Разговения. Если же поститься после праздника не все шесть дней подряд, а отдельными днями, то это также учитывается как Сунна .

Абу Айюб Аль-Анс арий передал такие слова Пророка Мух аммада, мир Ему:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ ثُمَّ أَتْبَعَهُ سِتًّا مِنْ شَوَّالٍ كَانَ كَصِيَامِ الدَّهْرِ»

Это означает: «Кто постился в месяц Рамадан и после него соблюдал Пост шести дней месяца Шауу аль, как будто постился целый год» . Передал имам Муслим.

Кто приступил к соблюдению обязательного Поста (фард ), например в месяце Рамадан, или к соблюдению долга (кад а) а также, если приступил к соблюдению Поста-назр (Пост-обет), тот не может его прерывать, это запрещено (х арам). А если кто-либо соблюдает Пост-нафль (Сунну), то по школе имама Аш-Шафи‘ый не запрещается его прервать.

________________________________

То есть до 15 числа месяца Ша‘бан включительно. Например, если человек до середины Ша‘бана постился по понедельникам и четвергам или соблюдал Пост через день, тогда он может продолжать этот Пост и во второй половине Ша‘бана.

Действия и слова Пророка Мух аммада, мир Ему.

Вам может понравится

Каждый верующий в месяц Рамадан с особым чувством ожидает великую ночь, которая именуется «Ляйлятуль Кадр» или «Ночь предопределения». Это лучшая ночь в году, которая бывает лишь в месяце Рамадан. Сказано в Кур’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن о том, что она самая почетная, а доброе дело, совершенное этой ночью, лучше, чем дополнительные поклонения, совершаемые на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.

Ночь Ляйлятуль Кадр может быть в любую из ночей месяца Рамадан, но большая вероятность того, что она будет в последние десять дней этого благословенного месяца. Тем не менее, точная дата этой ночи известна лишь Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую . Мудрость этого заключается в том, чтобы верующие старались больше соблюдать Повеления Аллаха и совершать благие поступки на протяжении всего месяца Рамадан

В разные времена в эту величественную ночь Аллах ниспослал известные Священные Книги: Забур, Таурат, Инджиль. Именно в эту благословенную ночь был ниспослан Аль-Кур’ан Аль-Кярим на первое небо в Бейт Аль-‘Изза. А уже после этого Аяты Кур’ана были ниспосланы Пророку Мухаммаду постепенно в течение двадцати трех лет. Сказано Пророком, мир Ему, что Кур’ан был полностью ниспослан на первое небо ночью двадцать четвертого числа месяца Рамадан.

Также сказано в Кур’ане, что в эту ночь спускаются ангелы, в числе которых самый почетный из них — ангел Джнбранль, мир Ему. Абу-Хурайра сказал, что количество ангелов на земле в эту ночь больше количества камней.

Почему эта ночь названа ночью предопределения Ляйлятуль Кадр?

В эту ночь Аллах дает знать ангелам о тех событиях, которые произойдут в течение следующею года: о том, кого постигнет смерть, а кто начнет новую жизнь; кого из рабов Аллаха поразит болезнь, бедность или несчастье; кому Аллах даст блага, здоровье и богатства и т.п. Эта ночь названа так потому, что в эту ночь земля наполняется ангелами, которые спускаются с небес.

Существуют некоторые признаки, по которым можно узнать «Ляйлят Аль-Кадр». Из них — видение особого света, который создал Аллах. Этот свет большой и яркий, отличающийся от света солнца, луны или электричества. Признаком считается видение преклоняющегося дерева или возможность услышать голоса ангелов, а также видение ангелов в их настоящем виде.

Необходимо до прекращения поста быть уверенным в том, что солнце уже зашло. Когда же верующий будет уверен, что это произошло, ему необходимо немедленно прекратить пост. Об этом сказал Пророк Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, в хадисе, который передал имам Муслим, означающее:

«Люди будут в благополучии если поспешат прекратить Пост»

Прекращая пост, Пророк Мухаммад, мир Ему. советовал съесть финик, но, если его невозможно достать, в этом случае следует выпить воду. Передал Абу Даууд о том, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Если кто-то из вас завершит Пост, то начинает прием пиши с финика. Если не нашел финика — пьет воду»

Перед началом трапезы желательно произнести следующее:

«Я уаси’аль-магъфирати игъфирли Бисмилляhир-Рах манир-Рах им»

«О, Aллаh! Ты Всемилостивый, Прощающий! Прости мои грехи! Я начинаю с Именем Аллаhа, Милостивою для всех на этом Свете и только для верующих на Том Свете».

«Аллаhумма ляка съумту уа `аля рызкъыкя афтъарту»

«О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пишу, которую Ты даровал мне»

Благословенное время сахур

Сахур — время перед рассветом, когда мусульмане в последний раз перед наступлением каждого дня поста в Рамадане могут принимать пищу. В это время желательно выпить хотя бы глоток воды. Передал имам Муслим о том. что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Соблюдайте сахур — это время благословенное»

В месяц Рамадан желательно давать больше милостыни, поддерживать связь с родственниками, читать Къур’ан, угощать постящихся на ифтарах, находиться в мечети.

Необходимо помнить, что очень важно постоянно контролировать свою речь и поступки, совершать как можно больше благих деяний, постоянно думать о совершении добрых поступков, а также подавлять в себе несдержанность и агрессивность. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:

«Пост — это ограждение. Каждый, кто постится, пусть не совершает половой акт в дневное время и не сквернословит, а если кто-либо намерен спровоцировать его на ругань или драку, пусть скажет тому человеку, что он соблюдает пост». Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Абу Хурайры.

В мусульманских странах существует традиция оповещать, верующих о начале священного месяца Рамадан выстрелом из пушки. Некоторые считают, что впервые пушка Рамадана появилась в Египте в 9-10 веке, говорят, что в Каирской Цитадели до сих пор находится тот самый экземпляр из которой впервые был сделан выстрел.

Традиция оповещать мусульман о начале месяца Рамадан выстрелом из пушки

Считается, что использовать пушки для оповещения верующих о начале Поста стали из-за расширения границ Каира — одного призыва уже не хватало, а эхо выстрела разносилось далеко вокруг, и жители не только города, но и окрестностей узнавали о том, что на следующий день начинается Пост. Эта традиция постепенно распространилась в другие мусульманские страны.

В некоторых странах верующих стали оповещать выстрелом пушки и об окончании поста каждый день на закате солнца.

Сегодня эта традиция сохранилась в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции. Тунисе и многих других мусульманских странах.

Еще одна мусульманская традиция будить постящихся на сахур барабанным боем имеет османские корни. Во времена Османского государства, специально нанятые правителем барабанщики (даяулджи) будили жителей перед рассветом.

Ночной обход «аль-мусахерати» (традиция будить постящихся на сахур)

Барабанщики ходили по всем улицам, стуча в специальный барабан (давул) и распевая четверостишия, в которых восхваляли Рамадан. Бой барабанов пробуждал верующих ото сна, чтобы они могли подняться и поесть перед тем, как целый день посилься. По обычаю, первой по бою барабана поднималась хозяйка (обычно мать семейства) или повар тот, кто готовит в доме, чтобы приготовить еду на всю семью, а затем они будили для приема нищи всех остальных домочадцев. После окончания Поста жители награждали давулджи деньгами за то, что они исправно будили их весь месяц.

Наличие в современных домах будильников и мобильных телефонов не оставляют надобности в барабанщиках, однако в Турции, откуда во многие мусульманские страны распространилась эта традиция, встретить давулджи в священный месяц Рамадан можно и сегодня в больших городах в каждом районе есть свой барабанщик, который как и много веков назад будит постящихся и восхваляет Рамадан.

Как правильно поститься? Как нужно питаться в Великий пост? Для чего это нужно? На все эти вопросы Вам ответит редакция портала “Православие и мир”!

В древнеанглийском языке Великий Пост называется словом Lecnten – весна. Весна не только по времени года. Весна души, когда наконец-то надо убрать весь грязный снег грехов, растопить лед в сердцах, когда душа должна расцвести, омытая Таинством покаяния. Великий пост – самый продолжительный и строгий пост Православной Церкви.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

1) полное воздержание от пищи;

2) сухоядение;

3) горячая пища без масла;

4) горячая пища с маслом (растительным);

5) вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) – дни строгого поста – воздержания от пищи.

В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания – растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу.

Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться: так, например, в Московской Духовной семинарии учащимся благословляется рыба чаще, чем 2 раза в пост. Поэтому обычно православные испрашивают благословения священника и определяют с ним меру своего поста.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Относительно поста, когда нет здоровья, –говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Но при этом надо обязательно посоветоваться с духовником и, даже если он благословит ослабить пост, каяться пред Богом в своей немощи»

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное – надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», – сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

По слову святых отцов: “Если увидишь нищего, подай ему милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. …Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?” Недаром апостол Павел предупреждал нас: “Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”.

«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми.

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд.

Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, – состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень – не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его – мрак и ужас для нас; и суд Его – не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним – страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем»

Похожие публикации