Вязание - что это? Из чего вязать Вязание нитями разного цвета

, вилка ; или просто на пальцах ) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения .

История

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII веке . В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм .

В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок , тогда же пришла мода на вязаные перчатки . Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году . Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году . Однако, первоначально, не получила широкого распространения так как из-за толстых вязальных игл полотно получалось грубым. Технологии того времени не позволяли получить тонкие иглы для вязания на машине.

Вязание на спицах

Инструменты и материалы

Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предотвращения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где между тремя (четырьмя) спицами распределяются петли изделия, а ещё одна используется как рабочая. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.

Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны. Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне.

Спицы не должны быть слишком острыми, чтобы не расщеплять нить и не ранить руки, ни слишком тупыми, чтобы не затруднять ввод рабочей спицы в петлю. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).

Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток - рыхлое, ажурное.

Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная. Для того чтобы избежать перекоса трикотажного полотна, не следует применять для изделий, выполняемых кулирной (чулочной) гладью, сильно кручёные нити.

Основные виды петель

Основные виды петель - лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.

Прежде чем начать работу над изделием, необходимо связать образец размером около 10х10 см. С его помощью определяется количество петель и рядов на сантиметр вязаного полотна, что позволяет достигнуть точности в размерах изделия.

Процесс вязания на спицах начинается с набора необходимого количества петель на одну или две сложенные спицы - создания начального ряда. В случае набора на две сложенные спицы по окончании набора одна из спиц (рабочая) вынимается, а петли остаются на второй спице, которая берётся в левую (у левшей правую) руку. Существует два способа вязания: английский, когда нить от клубка (рабочая) удерживается правой (у левшей левой) рукой и, при образовании новой петли, подхватывается правой (у левшей левой) спицей, и германский (континентальный) - рабочая нить находится в левой (у левшей правой) руке и набрасывается на правую (у левшей левую) спицу.

Вывязывание лицевой петли - рабочая нить располагается за полотном. Правая (у левшей левая) спица вводится слева направо (у левшей справа налево) в петлю на левой (у левшей правой) спице, захватывается накид и вытягивается. На правой (у левшей правой) спице остаётся лицевая петля, петля же с левой (у левшей правой) спицы (предыдущего ряда) сбрасывается. При вязании лицевыми петлями по лицевым рядам и изнаночными по изнаночным образуется гладкое полотно (лицевая гладь) с вертикальными полосами, напоминающими косы. Такая вязка называется также чулочной или кулирной гладью. При вязании лицевыми петлями и в лицевых и в изнаночных рядах получается более толстое полотно с горизонтальными полосами - эта вязка называется платочной. Вытянутая лицевая петля получается, если рабочая спица вводится не в петлю предыдущего ряда, а на ряд (два, три и т. д.) ниже.

Вывязывание изнаночной петли - соответствует вывязыванию лицевой петли, но рабочая нить располагается перед полотном, а рабочая спица вводится справа налево (у левшей слева направо). Чередованием лицевой и изнаночной при нечётном количестве петель в ряду вяжется так называемая резинка - очень растяжимое полотно. Резинкой обыкновенно вывязывается низ и манжеты свитеров и кофт, а также изделия, сильно облегающие фигуру.

Накид - рабочая нить набрасывается на правую (у левшей левую) спицу или подхватывается ей. В изнаночном ряду накид провязывается как обыкновенная петля. Накиды применяются для образования ажурного узора (с отверстиями в полотне) и для прибавления петель. Если при добавлении петель в узоре нежелательны отверстия, то в изнаночном ряду накид провязывается скрещенной петлёй.

Вывязывание скрещенной петли . Скрещенной называется та петля, стенки которой расположены крест-накрест. Скрещенная петля вывязывается из обычных лицевых и изнаночных петель. При провязывании ряда изнаночных петель за переднюю стенку, а следующего - лицевыми за заднюю стенку, петли предшествующего ряда становятся скрещенными. Полотно из скрещенных петель обычно более плотное и меньше растягивается. Из них вяжутся вещи, к прочности которых предъявляются особые требования (носки, варежки и т. д.). Недостаток вязаного полотна из скрещенных петель - его перекос (особенно это заметно при вязании чулочной гладью), так как петли повёрнуты под углом относительно его поверхности.

Кромочная петля - петли, с которых начинаются и которыми заканчиваются ряды. Первая крайняя петля снимается на рабочую спицу без провязывания. Последняя петля каждого ряда провязывается изнаночной, если надо получить ровный край вязаного полотна или лицевой петлей, если требуется зубчатый край. При вязании пряжей разных цветов первую петлю ряда при переходе на другой цвет следует провязать лицевой, чтобы закрепить новую нитку в кромке.

Снятая петля - петля, снятая на рабочую спицу без провязывания.

Убавление и прибавление петель . При убавлении петель две петли вяжутся как одна. Для убавления с наклоном вправо две петли провязываются как одна лицевая, с наклоном влево (у левшей вправо) - первая петля снимается непровязанной, вторая провязывается лицевой и протягивается через первую. Прибавляются петли с помощью накидов, провязываемых в следующем ряду как лицевая или изнаночная.

Жгуты и косы - получаются путём изменения порядка провязывания петель: первая петля (петли) снимается на вспомогательную спицу и оставляется за или перед работой. Провязывается следующая за ней петля (петли), после - петля (петли) со вспомогательной спицы.

Вязание нитями разного цвета

Вязание крючком

Процесс изготовления полотна или кружева вручную из ниток с помощью вязального крючка . Считается более лёгким видом рукоделия по сравнению с вязанием спицами. При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой (у левшей правой) руки. Крючок держится в правой (у левшей левой) руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Дева Мария за вязанием. Бертран фон Минден. Алтарь из Букстехуде.

От Древнего Египта до Наших дней.

В последние годы вязание в нашей стране нашло широкое распространение, стало модным. Наша современная одежда проста, гармонична, удобна и легка и, как правило, однотипна. Когда в вашем гардеробе появится практичная, связанная спицами или крючком одежда, вы можете носить ее и в будни, и на отдыхе, и в торжественных случаях. Вязанные шаль, шарф, кофта, свитер, шляпа, кружевная отделка, пояс и другие предметы, дополняя ансамбль вашей одежды, сделают ее более интересной, привлекательной.

Для многих женщин увлечение вязанием не только возможность создать что-то новое, оригинальное, но нередко при современных, темпах жизни и нервных нагрузках, и потребность в беззаботном отдыхе, которому способствует равномерный ритм вязания.

Вязание изготовление трикотажного полотна или готовых изделий из непрерывных нитей изгибанием их в петли, которые переплетаются между собой. Различают вязание ручное (крючком или спицами) и машинное (на трикотажных машинах).

История возникновения вязания.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые 9 и 10 веками нашей эры.

Вязаные носки, найденные в коптских гробницах, датируются 4 - 5 вв., самые древние (3 в., эпоха Прато-Наско) вязаные вещи Нового света обнаружены в Перу. Высокое качество исполнения вещей из могил коптов позволяет считать, что техника вязания была известна гораздо раньше. В 1867 году Уильям Фелкин выдвинул гипотезу, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. Согласно Фелкину, убор, который героиня «Одиссеи» Пенелопа распускала каждую ночь, на самом деле не ткался, а вязался, так как только в последнем случае распущенная нить не деформируется, а сам процесс требует немного времени. То, что в «Одиссее» используется термин «тканье» Фелкин объяснял неточностью перевода и ошибками переписчиков. Изображения на древнегреческих вазах пленных троянцев в узких, облегающих штанах, дают основания некоторым исследователям утверждать, что грекам было известно вязание. Возможно, что изображённый в Келлской книге пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранскимузором.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, названная в России в конце 20 века вязание иглой. Более трудоёмкий вид создания полотна деревянной или костяной иглой, которое в отличие от трикотажного, связанного крючком или спицами, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала 20 века под исконным названием - «копанье». Археологические находки фрагментов вещей, выполненных в этой технике из Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород) датируются 10-11 веками. Способов «вязания» иглой насчитывается около тридцати. При раскопках найдены лишь небольшие вещи, выполненные в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки). Учёные объясняют это обстоятельство тем, что вязание иглой - процесс довольно медленный, большие изделия выглядят не так выигрышно, как тканые, а рабочая нить бралась довольно короткая, и приходилось делать много соединений, что уменьшало прочность полотна. Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца 20 века.

В центральной и южной Европе датируется 13 веком. В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шелковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм.

В 16 веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году. Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.

Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году национальный американский конкурс по вязанию крючком выиграл мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала лично Эсте Лаудер.

Начиная с 16 века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли «гулять по Европе», а в 19 веке это искусство стало поистине ювелирным. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевров. Так называемое ирландское кружево и по сей день в большой цене.

В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для домочадцев. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление — только нитки и крючок. Имея эти принадлежности можно связать все что угодно: скатерти, салфетки, постельное белье, одежда, обувь и игрушки, занавески на окна и полотенца, коврики, сумки, шляпы и перчатки, одеяла, покрывала и подушки, даже некоторые предметы мебели и ювелирные украшения.

Сегодня мы плохо представляем свою жизнь, а точнее свой гардероб, без вязаных вещей. С самого детства нас окружают вязаная одежда - носки, свитера и кружевные изделия. Но мы не задумывались о том, откуда пришло вязание, и кто был первым, сделавшим петлю из плотной шерстяной нитки при помощи спиц или тонких прутиков. Разумеется, история не сохранила для нас достоверные факты, но примерную дату первой вязаной вещи, обнаруженной археологами, удалось установить. Порывшись в разных источниках я нашла много интересного, но конечно все описать не реально, поэтому самые ключевые моменты развития вязания я поведаю поклонницам этого рукоделия, благо, что в Стране Мам их целая армия. Поэтому, для вас, вязальщицы Страны Мам! Надеюсь, что кому-нибудь понравится моя статья, так как писала сама.

Одним из первых известных вязаных изделий древности был детский носочек, найденный в египетских гробницах при их раскопке. Этот носок напоминает современную рукавицу, потому что большой палец на нем был вывязан отдельно, чтобы продевать его в ремешок сандалий, который отделял в древней обуви большой палец от всех остальных. Считается, что возраст этого вязаного носка составляет около четырех тысяч лет. Позднее были найдены и другие вязаные чулки и носки, производство которых датировано 14-11 вв. до н.э.

На древнеегипетских настенных рисунках археологи находили изображения женщин в одежде, подобной вязаным кардиганам или жакетам. А в древней Ниневии были обнаружены рисунки, изображающие воинов в вязаных носках. На древнегреческих вазах, ровесниках Троянской войны, обнаруживались рисунки пленных троянских вельмож в облегающих штанах, напоминающих вязаные.

Первая вязаная одежда времен нашей эры стала известна опять же, на Дальнем Востоке. В Каире было обнаружено прекрасное вязаное платье, созданное с применением металлических спиц, а датировалось оно началом нашей эры. Вязаные изделия 3-5 вв. н.э. встречались на территории Старого Света и в Перу. И если принять во внимание дальность расположения этих мест, то становится ясно, что техника вязания у разных народов развивалась отдельно, а не перенималась у представителей разных стран. К тому же становится возможной догадка том, что вязание зародилось задолго до нашей эры, хоть изделия сохранились лишь в виде изображений на стенах и на посуде. Это и понятно, ведь вязаная одежда плохо сохраняется и велика вероятность, что одни вещи распускали и вязали из ниток новые, ведь в древности производить шерстяные нити было сложнее, ввиду отсутствия технологии и приспособлений.

А вот в Европу вязание привезли египетские христиане – копты. В свои поездки в европейские страны с миссионерскими целями они брали вязаные вещи, которые привлекали внимание европейцев, и техника вязания была перенята ими. Но поначалу, в Европе вязание стало прерогативой мужчин, они вязали себе чулки и надевали их по нескольку пар. И в 13 в. вязание во Франции превратилось в очень прибыльное производство, к которому не допускались женщины. Мужчины вязали разную одежду, и чулки, и перчатки, даже шляпы и кардиганы. Благодаря вязанию в Шотландии, был создан традиционный берет, ставший символом этой страны.

В 1589 г. был изобретен вязальный станок, его создатель, Уильям Ли был помощником приходского священника. Благодаря его изобретению вязание одежды превратилось в отрасль промышленности со своими предприятиями, которые вытеснили артели вязальщиков. К тому же, связанные на станке изделия имели более низкую стоимость и большие масштабы производства. Но, ни одна произведенная станочным способом вещь, не могла сравниться и повторить узор подобный созданному вручную. Это и помогло вязанию не превратиться полностью в машинное производство, а сохранить свою уникальность и оригинальность исполнения.

В 16 в. экспортом за границу вязаных чулков и носков занимались многие британцы, а вязание стало одним из приоритетных направлений производства. Люди из небогатых слоев населения благодаря вязанию имели возможность зарабатывать деньги, а школы вязания открывались по всей Англии и имели большой успех. Ведь по моде того времени мужчины носили укороченные штаны, а теплые вязаные чулки были прекрасным и необходимым дополнением к ним.

В Шотландии в 17-18 вв. вязанием занимались целые семьи, они разрабатывали неповторимые разноцветные узоры, которые украшали перчатки, чулки и свитера, а нитки пропитывались специальными маслами, чтобы изделия, связанные из них помогали шотландским морякам сохранять тепло в морских походах.

В 20 в. вязание вновь обрело свою популярность, ведь выросло количество стандартных и одинаковых вещей, а вязаная одежда всегда неповторима и оригинальна. К тому же разнообразие пряжи, производимой современной легкой промышленностью, намного облегчают труд вязальщиц и делают его просто приятным хобби. А невысокая стоимость нитей для вязания позволяют создать поистине оригинальные и модные вещи. Благодаря этому чего только не вяжут современные любительницы данного вида рукоделия, древним египтянам и даже исландцам этого и не снилось.

Конечно, можно по-разному относиться к вязанию, кто-то считает это бессмысленным времяпрепровождением, кто-то восхищается, а кто-то жить не может без клубочков и спиц. Каждому свое. Вот об этом и нужно помнить.

Существует огромное количество видов пряжи, как разобраться в этом изобилии?
ПРЯЖА - это текстильная НИТЬ, которая получается путем скручивания отдельных ВОЛОКОН.
Прядение - это все процессы, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа.
Волокна могут быть как натурального, так и искусственного происхождения. Перед тем, как волокно превратится в нитку, его предварительно обрабатывают. В этот процесс входят такие процедуры, как чистка волокна, расчесывание, обработка паром, формирование и скручивание нити. Пряжа может быть сделана из волокна одного вида или смеси с другими волокнами. Например, в пряжу из чистой шерсти могут добавить различные волокна для эластичности.
Существуют четыре основных типа волокон: натуральные, искусственные, синтетические и смесовые.
Натуральные волокна разделяются на волокна животного происхождения на основе протеинов - и волокна растительного происхождения на основе целлюлозы.
НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА
Натуральные волокна - это волокна, которые существуют в природе в готовом виде, они образуются без непосредственного участия человека.

1. НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

ШЕРСТЬ. В группе натуральных волокон основным видом по объему использования, безусловно, является шерсть. Это натуральный материал, издревле получаемый из состриженной шерсти овец. Пряжа из шерсти овец теплая, эластичная, прочная и очень хорошо окрашивается. Шерсть обладает превосходными теплоизолирующими свойствами – в шерстяной одежде тепло зимой и не жарко летом, - вот почему одежда бедуинов, живущих в пустыне, шьется, как правило, из шерстяных тканей. Волокна шерсти завиваются от природы, создавая зоны неподвижного воздуха, которые и формируют изоляционный барьер, препятствующий сваливанию волокон. Шерсть может впитывать воду до одной трети собственного веса, прежде чем стать влажной на ощупь. Способность шерсти медленно поглощать и выделять из себя влагу усиливает ее изоляционные свойства, а также облегчает процесс окрашивания. Кроме того, шерстяные волокна могут неоднократно сгибаться, не ломаясь, и пружинисто возвращаться к своему первоначальному существованию, потому шерстяные ткани не только очень ноские, но и почти не мнутся.

МЕРИНОСОВАЯ ШЕРСТЬ. Этот вид шерсти заслуживает особого внимания. Меринос – порода тонкорунных овец, родиной
которых считают Переднюю Азию. Шерсть мериноса однородна и состоит из очень тонких (14-23 мкм) и мягких пуховых волокон. Мериносовая шерсть длинная - 6-8 см, теплая, мягкая, обладает прекрасными терморегулирующими свойствами и что очень важно не раздражает кожу. За счет естественных завитков она отличается упругостью. Мериносовая нить ровная, гладкая с небольшим блеском – она прекрасно ложится в узоры и араны (рельефные, объёмные узоры, применяемые в основном для вязания тёплых вещей). Мериносовая шерсть дороже обычной. Цена лучших партий этой шерсти (14-16 мкм – так называемая, мерино экстра-файн) на ежегодных аукционах достигает нескольких тысяч долларов за килограмм.

КАШЕМИР. Это тончайший пух (подшерсток) высокогорной козы кашемировой породы. Волокна кашемира не состригаются, а вычесываются с подбрюшья кашмирских коз, обитающих в горах Китая и Тибета, при этом одна коза приносит всего 100 – 200 граммов пуха. Кашемировое сырье состоит из нитей,толщиной всего 13-19 мкм (тонкая мериносовая шерсть 14- 13 мкм, человеческий волос – 50 мкм), что делает его самой тонкой и нежной из всех существующих видов пряжи. Она также необычайно мягкая, эластичная и очень восприимчива к окрашиванию, однако, кашемир хуже сохраняет форму, чем овечья шерсть, поэтому изделия из 100% кашемира могут вытянуться под тяжестью своего веса. Из-за этого, а также из-за высокой стоимости кашемира (25 г моток 100% кашемира стоит 600-1300 рублей) его часто смешивают с другими волокнами. Еще одно достоинство кашемира - гипоаллергенность. Не случайно его называют «королевская пряжа», «шерстяной бриллиант» или «драгоценная нить».

МОХЕР. Это шерстяная пряжа с длинными пушистыми волокнами. Мохер – это шерсть ангорских коз, обитающих в Турции регионе Анкара (раньше Ангора), Южной Африке и США (Техас). Мохер очень тонкое и теплое волокно. Это один из самых прочных натуральных материалов, при этом исключительно легкий и шелковистый. Шерсть ангорских коз однородная, обычно белая, но легко окрашивается в любые цвета: от мягких пастельных до самых сочных. Окрашенный мохер выглядит ярко и вместе с тем естественно. Его природный блеск не исчезает после окрашивания, а краски не выгорают и не выцветают в течение многих лет.
Мохер бывает трех основных видов:
- Кид мохер (Kid Mohair) - шерсть молодого козленка до 6 месяцев, получаемая при первой стрижке. Это тонкое (23-27мкм) и мягкое волокно длиной 100-150мм.
- Супер кид мохер (Super Kid) – кид мохер высшего отборного качества – самое тонкое и нежное волокно, шелковистое и роскошное на ощупь.
- Мохер (Mohair) - шерсть взрослых коз, она толще (до 30мкм) и не такая мягкая, как шерсть козлят.
Следует отметить, что современные технологии не позволяют производить пряжу с содержанием мохера более 85%. Чтобы пряжа не распадалась на отдельные волокна, мохер обычно смешивают с шерстью, нейлоновой нитью или акрилом.

АНГОРА. Это пух ангорских кроликов. Ангорские кролики самые очаровательные из кроликов, напоминающие ожившую мягкую игрушку.Ангорская шерсть исключительно мягкая, очень теплая и пушистая, с характерным нежным ворсом. Некогда Китай в ответ на завышение Турцией цены на востребованную шерсть ангорских коз, выпустил более мягкую и дешёвую пряжу, под названием "Ангора». Как оказалось, это был пух диких кроликов, названных ангорскими. Тогда шерсть ангорских коз турки назвали «мохер», что по-арабски означает избранный». Так эти названия и закрепились за этими видами пряжи. Изделия из ангорской шерсти создают неповторимый комфорт и поэтому очень популярны и востребованы. Однако, ангорская шерсть имеет и свои недостатки: непрочное закрепление кроличьего волокна в пряже может стать причиной вылезания пуха, особенно при соприкосновении с шерстяными вещами. Кроме того, необходимо беречь ангору от чрезмерного намокания и чистить её можно только химическим способом. Не смотря на перечисленные недостатки, можете быть уверенны, что изделия из качественной ангоры прослужат Вам не один год.

АЛЬПАКА. Пряжа альпаки производится из шерсти альпаки – одного из представителей семейства верблюжьих. Альпак разводят в высокогорном поясе Южной Америки (Анды), на высоте 3500-5000м. Шерсть альпаки имеет большой диапазон естественных цветов: 24 различных оттенка от черного до белого. С одной особи состригается по 5 кг шерсти, стригут их раз в год. Шерсть альпак обладает исключительными свойствами: она легкая, мягкая, однородная и шелковистая весь срок службы изделия. Живя высоко в горах, где перепад дневных и ночных температур достигает иногда 30 градусов, шерсть альпаки обладает высокими терморегулирующими свойствами (в ней тепло на холоде и не жарко в тепле).

Шерсть альпаки в три раза прочнее и в семь раз теплее, чем шерсть овцы. Волокна альпака имеют небольшие завитки, которые создают воздушные пространства и обеспечивают тем самым прекрасную теплоизоляцию. Не вызывает аллергических реакций. Не имеющая жира шерсть, также очень стойкая к загрязнению, поэтому изделия из альпака долго остаются чистыми.
ШЕЛК. Это мягкая нить, добываемая из кокона тутового шелкопряда. Из двух прядильных желез тутового шелкопряда выделяется белковая жидкость, которая при соприкосновении с воздухом затвердевает,превращаясь в нитевидное волокно, из которого гусеница строит вокруг себя кокон. Длина одного волокна может достигать 1500м. После того, как гусеница свила кокон, его разматывают, гусеница, к сожалению, при этом погибает. Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск. Домашние шелкопряды питаются исключительно листьями шелковицы и производят тончайшие, очень гладкие волокна, в отличии от диких – волокна которых довольно грубые. Шелк обладает превосходными теплоизолирующими свойствами, высокой упругостью, несминаемостью, красиво блестит и хорошо окрашивается, но склонен к выцветанию под действием солнечных лучей. Шелковая нить очень прочная (на разрыв не уступает стали того же диаметра), но не эластичная, поэтому вязаные шелковые изделия немного вытягиваются при носке В силу трудности ее добывания – очень дорогое сырье. Как правило, эту нить добавляют к другим натуральным волокнам, что делает изделие более доступным по цене.

КИВЬЮТ. Подшерсток мускусного вола или овцебыка – третий по дороговизне вид пряжи в мире. Называется он эскимосским словом – кивьют. Сама шерсть у этого животного, обитающего в Арктике и пережившего ледниковый период вместе с северными оленями), длинная (в среднем 60 см) и жесткая, ценится подшерсток – густой и мягкий. Ученые считают, что подшерсток овцебыка – один из самых тонких подшерстков млекопитающих животных. Кивьют тоньше и прочнее кашемира, в 8 раз теплее шерсти овцы. Кроме того, она мягче, эластичнее и воздушнее, чем подшерсток кашмирской козы. Самая популярная пряжа на Аляске. Гипоаллергенна, подходит для вязания детской одежды и для людей с чувствительной кожей. Не садится даже при высокотемпературной стирке, чем выгодно отличается от других видов шерсти. Ежегодно добывают
лишь 5-6 тонн этой шерсти. Так, годовой объем шерсти кашмирской козы составляет 350000 тонн. Подшерсток животных вычесывают вручную, затем обрабатывают в высококачественную пряжу. И даже в будущем особые свойства шерсти мускусного быка не потеряют своей ценности. Ведь недаром КИВЬЮТ еще называют арктическим золотом. Если Вы хоть раз держали в руках изделие из шерсти мускусного быка, то даже кашемир после этого покажется недостаточно мягким.

Вязание

Вязание на спицах

Вяза́ние - процесс изготовления изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы , игла) или на специальной машине (механическое вязание).Вязание, как техника, морфологически относится к видам плетения.

История

В центральной и южной Европе искусство вязания возродилось в XIII веке . В гробницах принцев из рода де ла Серда в аббатстве Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Хюлгас обнаружены вязаные из шёлковых нитей перчатки и наволочки. Причём плотность вязаного полотна наволочек сравнима с плотностью современного трикотажа машинной вязки - около двадцати петель на дюйм .

В XVI веке в Испании было широко распространено вязание чулок, тогда же пришла мода на вязаные перчатки. Первая гильдия, объединяющая вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году . Вязальная машина для изготовления чулок была изобретена в Англии священником Уильямом Ли в 1589 году.

Вязание на спицах

Инструменты и материалы

Круговые спицы

Для вязания используются спицы из различного материала: металлические, пластиковые, деревянные. Желательно, чтобы спица на одном из концов имела ограничитель для предотвращения соскальзывания петель. Для получения цилиндрического бесшовного полотна применяются либо кольцевые спицы (соединённые гибкой связью), либо комплект из четырёх (пяти) спиц, где между тремя (четырьмя) спицами распределяются петли изделия, а ещё одна используется как рабочая. Жгуты, косы, различные переплетения выполняются с помощью вспомогательной спицы или петледержателя.

Плоское вязаное полотно выполняется на двух спицах, либо на кольцевых. Оно вяжется в прямом и обратном направлениях и имеет лицевую и изнаночную стороны. Цилиндрическое полотно вяжется по кругу только по лицевой стороне.

Спицы не должны быть слишком острыми, чтобы не расщеплять нить и не ранить руки, ни слишком тупыми, чтобы не затруднять ввод рабочей спицы в петлю. Для обозначения размера спиц применяются номера, соответствующие её диаметру в миллиметрах (например, спица № 4 имеет диаметр 4 мм).

Континентальный (немецкий) способ.

Английский способ.

Диаметр спиц выбирается в соответствии с толщиной пряжи, обычно в соотношении 2:1. Однако, в зависимости от того, какое изделие предполагается получить, возможны вариации. При вязании тонкими спицами из толстой пряжи полотно получается более плотным, спицами же большого диаметра из тонких ниток - рыхлое, ажурное.

Пряжа для вязания используется самая разнообразная: льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, смесовая, фасонная. Для того чтобы избежать перекоса трикотажного полотна, не следует применять для изделий, выполняемых кулирной (чулочной) гладью, сильно кручёные нити.

Основные виды петель

Основные виды петель - лицевая, изнаночная, накид, кромочная. С их помощью создаётся всё многообразие узоров трикотажа, связанного на спицах.

Прежде чем начать работу над изделием, необходимо связать образец размером около 10х10 см. С его помощью определяется количество петель и рядов на сантиметр вязаного полотна, что позволяет достигнуть точности в размерах изделия.

Лицевая гладь.

Процесс вязания на спицах начинается с набора необходимого количества петель на две сложенные спицы - создания начального ряда. После набора одна из спиц (рабочая) вынимается, а петли остаются на спице, которая берётся в левую руку. Существует два способа вязания: английский, когда нить от клубка (рабочая) удерживается правой рукой и, при образовании новой петли, подхватывается правой спицей, и германский (континентальный) - рабочая нить находится в левой руке и набрасывается на правую спицу.

Платочная вязка.

Вывязывание лицевой петли - рабочая нить располагается за полотном. Правая спица вводится слева направо в петлю на левой спице, захватывается накид и вытягивается. На правой спице остаётся лицевая петля, петля же с левой спицы (предыдущего ряда) сбрасывается. При вязании лицевыми петлями по лицевым рядам и изнаночными по изнаночным образуется гладкое полотно (лицевая гладь) с вертикальными полосами, напоминающими косы. Такая вязка называется также чулочной или кулирной гладью. При вязании лицевыми петлями и в лицевых и в изнаночных рядах получается более толстое полотно с горизонтальными полосами - эта вязка называется платочной. Вытянутая лицевая петля получается, если рабочая спица вводится не в петлю предыдущего ряда, а на ряд (два, три и т. д.) ниже.

Вывязывание изнаночной петли - соответствует вывязыванию лицевой петли, но рабочая нить располагается перед полотном, а рабочая спица вводится справа налево. Чередованием лицевой и изнаночной при нечётном количестве петель в ряду вяжется так называемая резинка - очень растяжимое полотно. Резинкой обыкновенно вывязывается низ и манжеты свитеров и кофт, а также изделия, сильно облегающие фигуру.

Накид - рабочая нить набрасывается на правую спицу или подхватывается ей. В изнаночном ряду накид провязывается как обыкновенная петля. Накиды применяются для образования ажурного узора (с отверстиями в полотне) и для прибавления петель. Если при добавлении петель в узоре нежелательны отверстия, то в изнаночном ряду накид провязывается скрещенной петлёй.

Вязаное полотно из скрещенных петель: в правой части переплетение стенок петли выполнено направо, в левой - налево.

Вывязывание скрещенной петли . Скрещенной называется та петля, стенки которой расположены крест-накрест. Скрещенная петля вывязывается из обычных лицевых и изнаночных петель. При провязывании ряда изнаночных петель за переднюю стенку, а следующего - лицевыми за заднюю стенку, петли предшествующего ряда становятся скрещенными. Полотно из скрещенных петель обычно более плотное и меньше растягивается. Из них вяжутся вещи, к прочности которых предъявляются особые требования (носки, варежки и т. д.). Недостаток вязаного полотна из скрещенных петель - его перекос (особенно это заметно при вязании чулочной гладью), так как петли повёрнуты под углом относительно его поверхности.

Образец вязки со жгутами

Кромочная петля - петли, с которых начинаются и которыми заканчиваются ряды. Первая крайняя петля снимается на рабочую спицу без провязывания. Последняя петля каждого ряда провязывается изнаночной, если надо получить ровный край вязаного полотна или лицевой петлей, если требуется зубчатый край. При вязании пряжей разных цветов первую петлю ряда при переходе на другой цвет следует провязать лицевой, чтобы закрепить новую нитку в кромке.

Снятая петля - петля, снятая на рабочую спицу без провязывания.

Убавление и прибавление петель . При убавлении петель две петли вяжутся как одна. Для убавления с наклоном вправо две петли провязываются как одна лицевая, с наклоном влево - первая петля снимается непровязанной, вторая провязывается лицевой и протягивается через первую. Прибавляются петли с помощью накидов, провязываемых в следующем ряду как лицевая или изнаночная.

Жгуты и косы - получаются путём изменения порядка провязывания петель: первая петля (петли) снимается на вспомогательную спицу и оставляется за или перед работой. Провязывается следующая за ней петля (петли), после - петля (петли) со вспомогательной спицы.

Вязание нитями разного цвета

Вязание крючком

Вязание крючком по кругу

Процесс изготовления полотна или кружева вручную из ниток с помощью вязального крючка. Считается более лёгким видом рукоделия по сравнению с вязанием спицами. При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.

Инструменты и материалы

Инструмент для вязания представляет собой палочку одинаковой толщины по всей длине или с утолщением на ручке с крючком на конце. Для тунисского вязания предназначен крючок с очень длинной ручкой, на которую в процессе нанизываются петли. Крючки выполняются из разнообразных материалов: стали, дерева, пластика. Важно, чтобы крючок был хорошо отполирован, а ручка - удобной, не утомляющей руку.

Виды вязания

  • Вязание на спицах
  • Тунисское вязание

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Пэм Аллен Вязание на спицах для чайников. Как научиться вязать спицами. Схемы, модели, узоры = Knitting For Dummies. - М .: «Диалектика», 2011. - С. 304. - ISBN 978-5-8459-1732-4
  • Полная энциклопедия женских рукоделий / Пер. с франц.. - М .: Восхождение, 1992. - 608 с. - 34 000 экз. - ISBN 5-85846-022-4
  • Пэм Аллен Вязание для "чайников" = Knitting For Dummies. - М .: «Диалектика», 2007. - ISBN 0-7645-5395-X
  • Сьюзи Джонс Вязание крючком для начинающих Издательства: АСТ, Астрель, 2008 г.
Похожие публикации