Значения писанок. Ориентиры. Символы и узоры писанок Роспись писанок что она дает человеку

Все вокруг нас имеет свой особый смысл. И пускай даже наши пращуры были не столь образованны, как люди в современное время, но их представления о Вселенной как о хрупком яйце - яркий пример способности «зреть в корень»

Еще наши предки-язычники приписывали яйцу осо-бые магические свойства. Выдутое сырое яйцо с «на-писанным» по нему орнаментом в дохристианские времена служило мощным оберегом. Каждому элемен-ту орнамента обязательно соответ-ствовал глубокий замысел, вся же композиция представляла собой в итоге единое гармоничное целое.

С приходом христианства яйцо, как символ возрождающейся жиз-ни, обрело свое почетное место в религиозных обрядах. Также позже появилось множество легенд, объ-ясняющих смысловую связь распи-санного яйца с историей Воскреше-ния.

Значе ние цвета.

Красный - радость жизни, огонь, торжественность, позитивность.

Черный - земля, потусторонняя жизнь. (Использовался как элемент рисунка или как фон, на который будет наноситься узор.)

Коричневый - плодородие, символ мудрости.

Жёлтый, оранжевый - солнечный свет, богатый урожай.

Голубой - воздух, небо, пожелание здоровья.

Зеленый - воскрешение природы после долгого зимнего сна.

Сочетание черного и белого- уважение к предкам, святость.

Многоцветность - пожелание любви и семейного счастья.

Значение символов.

ДЕРЕВО

«Дерево жизни» - один из самых популярных древнеславянских сим-волов. Прочтением этого символа, наравне с уважением к семействен-ности - «роду», было пожелание долголетия. Изображая вишню, при-влекали любовь, веточки сосны символизировали юность и долгую жизнь. Мотив виноградной лозы означал верность. Яблочки и сливки пожелание мудрости и здоровья.

«БЕРЕГИНЯ»

Изображение женской фигуры с поднятыми вверх руками - традици-онный дохристианский символ бо-гини плодородия и праматери всего живого. Женщина с древних времен и по сей день - защитница очага, и мудрая хранительница судеб.

РЫБА

До того как рыба стала одним из основных христианских символов, ее изображение было оберегом до-статка, а также метафорическим об-разом жизненной силы, чистоты и прозрачности помыслов.

ГРАБЕЛЬКИ

Земледельческий символ, озна-чающий дождь, плодородие. С при-ходом христианства получил допол-нительную трактовку снизошедшей божественной благодати.

ПАУЧОК

Такой внешне неприятный и даже отталкивающий паук, благодаря наблюдательности и мудрости предков получил смысловую нагрузку как графический символ трудолюбия и настойчивости, стал покровителем художественных ремесел.

БАБОЧКА

Символ счастья, легкости и безза-ботности - чаще всего использовал-ся для украшения писанок, предна-значенных для дарения детям.

ПЧЕЛА

Кроме огромного трудолюбия и приверженности семейным ценно-стям пчела олицетворяла еще чисто-ту души и бесхитростность. Писанки с изображением пчелы прятали под ульи, чтобы пчелы хорошо «роились».

ТОЧКИ

Изначально точки, хаотично рассыпанные по поверхности пи-санки или обра-зующие кружевной орнамент, символизиро-вали звезды на небе. С прихо-дом христиан-ства они стали означать слезы Богоматери, опла-кивающей Сына.

КОНЬ И ОЛЕНЬ

Символы выносли-вости и силы духа, олицетворяющие мужское начало. На своих ветви-стых рогах-лучах трудяга олень каждое утро вы-носит солнце на небосвод. Конь - образ бесстрашия и безогляд-ной веры в добро.

ПТИЦЫ

Предвестники весны птицы - популярный орнаментальный мотив. Например, петух - глашатай наступающего утра, восхваляю-щий солнечный свет и обороняю-щий от влияния злых сил. Ласточ-ка - долгожданный приход весны.

КВАДРАТ И РОМБ

Четыре стихии, четыре време-ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач-но зашифровыва-лись в стороны квадрата. Сетча-тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим-волизировал вечное разде-ление понятий добра и зла.

СПИРАЛЬ

Этот символ являл собой перво-бытные представления об устрой-стве Вселенной. Линия, закручен-ная спиралью, означала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское нача-ло. Кроме того спираль отож-дествлялась с лабиринтом, который «запу-тывает» злые силы на пути к чистой душе.

ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали-ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи-ровали веру в силы при-роды и пре-клонение пе-ред богами.

БЕСКОНЕЧНИК

Волнообразная линия - предше-ственник крестообразной символи-ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви-жения и непрерыв-ности жизни и по сей день непре-менный атрибут писанкарского искусства. «Ме-андр» трактует-ся как символ воды, плодоро-дия и жизнен-ного цикла.

СОЛНЦЕ

Символ солнца - один из самых древних. Разновидности этого символа - восьмигранные звезды, «ломаные кресты» и «крутороги», «бегущее солнце». Украшенная солярным символом писанка оберегает от болезней, дурного глаза,несчастий и привлека-ет радость и благополучие.

ТРЕУГОЛЬНИК

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра-жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей-ной штриховкой, у на-ших предков озна-чал вспаханное поле. В христиан-ской трактовке сорок треуголь-ников приоб-рели значение сорока дней по-ста или сорока мучеников.



Символика писанок. Что означают узоры на писанках? Все мы уже знаем, что писанки — это зашифрованные послания. Давайте вместе попробуем прочесть, что писали на писанках друг другу наши предки славяне.

Самые древние мотивы, которые встречаются на глиняной посуде, керамических писанках – это линии, круги, кресты, ромбы, квадраты, точки. Одним из древнейших мотивов считается ромбический меандровый рисунок, который был в позднепалеотическом искусстве символом мамонта-блага (отображает рисунок дентина на срезе бивня этого животного).Образец такого рисунка можно увидеть на найденном костяном браслете из Мезенской стоянки на Черниговщине (18-20 тысяч лет до нашей эры. Рис. 1).

При выборе рисунков для писанок, отдавали предпочтение земледельческим мотивам, обычаям и обрядам почитания земли, небесных светил, воды. Орнаменты писанок связаны с местной природой, мифологией. Звёзды, кресты, Солнце, которые нынче щедро украшают писанки, имеют конкретное значение, у разных народов символизируют счастье, достаток, добрую примету. Солнце рисуют в виде круга, свастики, розы, звезду – в виде лучей, воду – в виде волн.

Давайте более подробно рассмотрим символы, что изображаются на писанках.

Рис.2 – мотив «безконечник». Среди разнообразия орнаментов украинских писанок особое место занимает необычайно своеобразный элемент в виде волнообразной полосы. Он называется «безконечник»и очень распространён в писанках Гуцульщины, Буковины, Волыни, Херсонщины, Полтавщины. Анализ орнаментов современного народного искусства Украины и археологических памятников ясно показывает, что волнистый орнамент «безконечник» наши современные мастера унаследовалииз далёкой древности и что он происходит от искусства Трипольской культуры – периода неолита. Учитывая то, что «безконечник» в памятниках искусства Трипольской культуры был широко распространён намного раньше, чем его обнаружили в памятниках культуры древней Греции, можно сделать вывод, что за основу знаменитого меандра Эллады греческие мастера позаимствовали стилизованное изображение моря от наших пращуров. Это, кстати, подтверждает то, что именно арийские народы при своём переселении на юг, положили начало культуре народов средиземноморья. Другие названия – «волна», «ужик», «меандр», «кривулька». Он символизирует нить жизни, вечность солнечного движения. «Безконечник» на писанке не имеет ни начала, ни конца, значит зло, которое попадёт в дом и в эту ловушку, не сможет выйти из неё и никогда больше не будет беспокоить хозяина писанки. Разновидности украинского меандра:

1, 2, 3, 4 – Гуцульщина.

5 – Северная Буковина

6 – Закарпатье,

7 – Волынь

8 – Херсонщина

9 – древнегреческий меандр.

Рис 3 – «Ромб». Это символ плодородия, общий символ женского начала в природе.

Рис 4 – «Квадрат», разделённый на части с точками был символом засеянного поля. «Горошек» – точки, символизировал зерно, которое должно прорасти, или звёзды на небе, или кукушкино яйцо – символ весны. В христианстве точки стали символом слёз Матери Божьей.

Рис. 5 – «Треугольник». Очень интересным примером использования мотива «треугольник» есть Писанка, которая называется «сорок клиньев» и должна состояить из сорока восьми треугольников. В древности каждый треугольник предназначался для исполнения одного желания. Треугольник так же означает три измерения, три явления природы – огонь- вода- воздух, гром-вода-земля, небо-земля пекло, Явь-Навь-Правь, Мужчина-Женщина-Ребёнок. В христианстве «сорок клиньев» стали символом сорока дней поста, сорока мучеников, или сорока дней пребывания Иисуса в пустыне, а треугольник символизирует Святую Троицу.

Рис. 6. – Лестница. Символ поиска лучшей жизни

Рис. 7 – Решето. Символ разъединения добра и зла.

Рис. 8 – Колесо, круг. Это символ безсмертия, которое проявляется в природе непрерывным повторением циклов возрождения жизни.

Рис. 9 – Символы Солнца. Наиболее распространённая и разнообразная группа знаков – это солярные, древние космогонические знаки, которые изображают набесные светила, прежде всего Солнце. Солнце – вечный источник тепла, наибольшая сила, которая побеждает холод зимы и возвращает всему живому весеннее пробуждение. Движение Солнца изображают спиралями (рис. 9-1). Этот знак появился на жертвенниках 10 тысяч лет назад. Он так же является знаком плодородия. В представлениях наших предков спираль была знаком Вселенной, а на земле – знаком змеи, которая жила возле воды и была её хранительницей. Солнце изображается различными знаками (Рис. 9-2) Очень часто Солнце изображается в виде розы (Рис. 9-3) Роза бывает «полная», «пустая», «шелудивая», «торчащая», «боковая», «усечённая», «лапатая», и др. Ещё одним знаком высшего божества наших предков была свастика (Рис. 9-4). Другие названия этого знака – «четыреног», «сварга», «ломаный крест». Свастика – это символ святого огня, охранный знак от злых духов, символ Вселенной, знак четырёх сторон света, четырёх ветров, четырёх времён года. Если свастики закруглённые, то они называются «бараньими рожками», «паучками», «круторогами», «гусиные шейки», «баранчики».

Свастика встречается на древних памятниках всех индоевропейских народов. Её нашли у монгольских народов, у финикийцев, этрусков, финнов, у галлов и германцев, у римлян в 3-м столетии нашей Эры. Это излюбленный символ древних Ариев.

Разновидностью свастики является «трирог» (Рис. 9-5) Три крючка «трирога» расположены под углом 120 градусов. Другие названия этого знака – «треног», «трикветр», «рута», «ореховый лист», «пауки», «крутороги». Это знак известен из Трипольской культуры и, как и треугольник, символизирует какую-нибудь троицу.

Крест найден как украшение на глиняных сосудах на островах Эгейского моря (10 век до н.э.) Чаще всего встречается «греческий крест» – четыре равные конца. (Рис. 9-6), иногда «латинский» – с удлиненным нижним концом. (Рис. 9-7)

Рис.10. Ещё один древнейший символ, который используется на писанках, это Богиня-Берегиня – символ жизни и плодородия, матери всего живущего. Она изображается, как женщина во весь рост с поднятыми вверх руками. Её изображают в окружении цветущей растительности, рыб, звёзд. Часто в одной руке она держит ветку дерева, а в другой – лучистое Солнце.

Рис. 11. Дерево Жизни. Одним из самых популярных растительных мотивов является цветущее растение в вазоне, или дерево, которое символизирует жизнь. Дерево Жизни воплощает прошлое, настоящее и будущее, (Навь, Правь, Явь). Симметрия Мирового Дерева Жизни означала установление связей между частями света, в небесной, земной и подземной сферах, уничтожение хаоса.

Рис. 12. Растительные мотивы. Они широко использовались на писанках. Изображались растения полностью, или их части (листья, цветы, ветки). Дубовый (Рис 12-1) калиновый (Рис 12-2) лист символизировали огромную силу и неумирающую красоту.

Дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.

Калина – дерево нашего, украинского рода. Когда-то, в глубокой древности, она олицетворяла перерождение Вселенной, огненной троицей – Солнцем, Месяцем и Звездой. Потому и название её идёт от древнего названия Солнца – Коло. Ягоды калины стали символом крови и не умирающего Рода.

Вишня – символ девичьей красы, помогала привлечь любовь.

На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку смереки (Рис. 12-3) – символ вечной юности и жизни.

Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и верную любовь.

Орнамент из Яблочек и слив приносил мудрость и здоровье.

Хмель символизирует расцвет молодости и молодую любовь.

Изображались так же мальвы, барвинок, ландыши, подсолнухи, тюльпаны, гвоздики, сосна, фиалки, рута, венки из барвинка, ореха, листья. (Рис. 12-4, 12-5).

Рис. 13. Животные мотивы не такие популярные, как растительные, но их всё-таки встречаем. И это свидетельство того, что наши предки-славяне были вегетарианцами и не употребляли мяса. Животные в их жизни занимали гораздо меньшее место, чем растения. Это петух, рак, пчела, рыба, кони, овцы, олени, пауки, улитки. Чаще всего писанкарки рисуют их абстрактно, иногда только части животных: утиные лапки, бараньи рожки (Рис. 13-1), куриные лапки, гусиные лапки, воловье око, заячьи зубы, медвежьи лапки.

Определённое место в украинском бытовом искусстве занимает изображение коня. (Рис. 13-2). Он связан с культом Солнца. Священный конь двигал Солнце по небу.

Рыба (Рис 13-3) – символ здоровья, знак воды, плодородия, старинный украинский символ жизни и смерти. С рыбой связан потусторонний мир, тот, куда уходят души наших предков.

Олень (Рис. 13-4) представлял собой долгую жизнь и богатство, а его рога ассоциировались с лучами восходящего Солнца.

Птицы (Рис 13-5) считались предвестниками весны

Пчела символизирует чистоту души, бабочка являет собой радость, беззаботное детство, переход души в вечную счастливую жизнь.

Паук – символ настойчивости, терпения.

Рис 14. Ещё одна интересная группа писанок – писанки с бытовыми мотивами в орнаменте. На таких писанках изображаются грабли, гребешки (Рис 14-1), топоры, зонтики, люлька, «волчьи зубы» – деталь ткацкого верстака на Подолье, лодочки, ботинки, скрипка, мотовило. Мотив «Грабельки и «гребешки» является охранным знаком от злых сил, от смерти. Грабельки с точками – защита от бури.

С приходом христианства появились писанки с религиозной тематикой. Наиболее распространены писанки с крестом, хотя крест является древним знаком Солнца. Чаще всего рисуют четырёхлучевой равносторонний крест с утолщениями на концах. Встречаются писанки «плащаница», «церковка», «звон», «поповые ризы», «божья ручка», «воскресная» и т.д.

Символика цветов.

Красный – радость, жизнь, надежда, любовь, для молодых – надежда на свадьбу.

Желтый – символ Месяца и звёзд, а в хозяйстве – урожай.

Голубой – небо, воздух, магическое значении – здоровье.

Бронзовка – олицетворяет землю, дары полей.

Сочетание нескольких цветов – семейное счастье, мир, любовь, успех и т.д.

Зелёный – весна, воскресение природы, богатство растительного и животного мира.

Белый+чёрный – символ земли, плодородия.

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского.

Писанка //галунка// - символ Солнца; жизнь, его бессмертие; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости.

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил.
Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176

Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.
Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.

Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.
Сеточка
— символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.
Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значения символов, используемых при росписи пасхальных яиц

Солнце

Одним из наиболее распространенных элементов в писанковой орнаменте есть изображение Солнца в виде различных солярных знаков. Солнце - это небесный огонь, о котором люди в разные времена имели свое представление, но всегда уважали и возвеличивали. Его представляли как отверстие, через которое видно настоящее яркое небо, искру, неизвестно как держится на небе, как Глаз Бог свечу, носящие ангелы, как большое колесо, которое можно получить даже рукой, когда оно опускается на землю вечером. Восход Солнца оживляет, пробуждает весь мир, дает тепло, свет и силу всему живому. Весной Солнце уничтожало холод, ломало ледяные мосты, открывали своим лучами (золотыми ключами) небо и землю, выпускало птиц из теплых краев, зеленую траву, яровую пшеницу. На писанках Солнце отмечается знаками в виде круга, круга с точками круга с крестом внутри, круги с лучами, а также в виде шести-и восьмилучевых розеток, звезд.
Писанки с изображением Солнца часто носят названия «розы», «розы», которые могут быть полными, простыми, половинчатыми, вертикальными, в вигдяды "паучков".Под названием «Звезды» также встречаем изображение Солнца как яркой звезды, но в народной поэзии воспет образ утренней и вечерней зари Венеры. Заря - красна девица, что утром открывает ключами небесные ворота и выпускает Солнце, гонится вслед за ней. Заря рассыпается на землю росой, а пчелы собирают божью росу и дают людям мед.Зарю сравнивают с хорошей, красивой девушкой. "Пауки" часто назывались и сейчас называются "рукавами", "бабьими рукавами", "дедовыми рукавами"; звездочки - "розами", "полными розами", "Ружечка".

Христос называют Солнце истины. Спаситель сказал: «I - свет мира. Кто придет после меня, делать не blukatime в темноте, но будет иметь свет жизни" (Yo. 8, 12). Его свет - внутренние, духовные. Бог - Это свет, и правда, Свобода. Так, Солнце является знак Божьего. Солнечный свет - Это символ единства, заказ мира. Это также символ четкого и трезвый видения, Правосудие.

Крест и сварга (свастика)

Крест символизирует сотворение мира. Вертикальная линия креста означает небо, духовность, горизонтальная - землю, ее женское начало. Крест - это вечная жизнь, так как он бесконечен.

К древнейшим знаков, символизирующих мироздания, принадлежит «Крест». Известный еще с каменного века, он является знаком трехмерности Вселенной Полный крест является трехмерным, пространственным символом, поскольку образуется пересечением двух плоскостей. Вертикальная линия креста - линия небесная, духовная активная, мужской. Это - знак Огня. Горизонтальная линия является земной, пассивной, женской. Это - знак Воды. При пересечении (сочетании) этих двух факторов возникает третья сила - сила Любви, Жизни, Творения. Крест способен расширяться бесконечно в любом направлении, следовательно, обозначает вечную жизнь.В древних верованиях каменного века крест был связан с Богом Земли, обозначал 4 стороны света, а позднее, в эпоху бронзы, стал эмблемой Солнца. Графическое обозначение этого знака происходит от схематического обозначения летящей птицы, поскольку в древней мифологии Солнце отождествлялось именно с ним. «Сварга» - одна из разновидностей креста. Другие названия этого знака - «свастика», «чотириниг". Этот графический символ, имеющийся почти во всех древних или первичных культах мира, встречается на древних памятниках индоевропейских народов.

Слово «свастика» древнеиндийского происхождения (санскр.) и означает - «небесное вращения».

В основе графического изображения этого знака может быть крест (символ Земли, а позже Солнца в центре), круг (символ неба), квадрат (знак Земли). В эпоху бронзы сварга уже связана с солнечным культом, а закругленные отроги символизируют движение Солнца. Существует две разновидности сварги: прямая (правосторонняя) и обратная (левосторонняя). Прямая сварга с закругленными отрогами в правую сторону, по часовой стрелке, символизирует восход солнца, созидания, движение солнца весной и летом, добро, положительную, мужскую энергию (Ян). Обратная сварга с закругленными отрогами влево, против часовой стрелки, символизирует закат Солнца, разрушение, движение Солнца осенью и зимой, зло, отрицательную, женскую энергию (Инь). Сварга также знаком, способствует рождению детей, символ хорошего пожелания, удачи, долголетия, плодородия, здоровья и жизни. На украинских писанках сваргу еще называют «ломаный» или «крючковый крест», «пиявки», «петушиные гребешки »,« утиные шейки ».

Дерево жизни

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах, когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Трикветр или тренога

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр - символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Символы-обереги

Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.

Сигма - символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости


В старину на Руси, как только рождаласьдевочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.

Символы любви


С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей


Символы здоровья и долголетия


Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю


Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Символы, которые лечат


Символы-предупреждение

Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы



Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес". Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Растительные и животные мотивы

Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.
Лошадь означала силу и любовь к труду.
Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.
Голубь — символ души.

"Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами, - такова писанка... Она становилась олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания."
Иваницкая З.Н. "ПИСАНКА: 300 ОБРАЗЦОВ"

Для приготовления Красного Яйца вам понадобятся:
- свежие куриные яйца без дефектов на скорлупе,
- чистый пчелиный воск, свечи восковые церковные, а также парафиновые хозяйственные,
- краски,
- салфетки,
- мягкий простой карандаш,
- столовый уксус,
- кистки, специальные инструменты для росписи воском.

Подготовка яиц к росписи.
Скорлупа яйца должна быть ровная, матовая, а вот выберете вы белую или палевую - это уже дело вкуса.Больше всего подходит куриное яйцо среднего размера, при этом желательно, чтобы оба конца яйца были приблизительно одинаково закруглены. Мыть яйца для писанок следует очень бережно, в мягкой теплой воде. После мытья разложите их на полотенце, чтобы просохли.
Расписывать и красить можно как вареные, так и сырые яйца.
Варить яйца следует так: чистые яйца бережно сложите в кастрюлю, залейте вровень с ними водой, добавьте соли (1 столовую ложку на 2 литра воды) и доведите до кипения. Затем аккуратно извлеките из кипятка и разложите на полотенце - пусть остывают.
Мастера писанок часто рекомендуют перед крашением замачивать куриные яйца в воде с добавлением уксуса. Капля уксуса не помешает, если вы работаете с перепелиным, утиным или гусиным яйцом, но куриной скорлупке уксус противопоказан.
Расписывать можно не только полное, но и выдутое яйцо. Обмакните бумажку в белок и заклейте оба конца. Проколите дырочки и высверлите их до миллиметрового диаметра. После этого с помощью соломинки выдуйте яйцо. Можно выдуть яйцо и с помощью медицинского шприца: медленно вводите в яйцо воздух; белок и желток потекут вниз по игле. Бумажку можно отклеить, пустые скорлупки промыть и просушить.

Краски
Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Сырьем для получения растительных красок могут быть цветы, листья, шелуха зерен, кора, корни, а также ягоды.
- желтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, березовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон;
- синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи черных зерен подсолнуха, сережек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины;
- зеленая - из сочетания желтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы;
- красная - из щепок сандала, ягод черемухи, цветков и семян зверобоя, а также из засушенных самочек польской кошенили (насекомого из семейства червецов);
- нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного;
- коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана;
- черная - из молодых листьев черноклена, коры ольхи, синего сандала.
Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы зелье не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом темном месте. Красящие ягоды можно заморозить.
Для приготовления красок вам понадобятся также:
- глиняная или эмалированная посуда,
- талая или дождевая вода,
- алюмокалиевые квасцы.
Сырье заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Крашение яиц в природных красителях длится от 10 минут до 14 часов. Занятие это кропотливое, но искупается целебностью природных красок. К тому же они прочнее, роднее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей. Пищевые красители следует разводить согласно указаниям заводской инструкции.
Анилиновые красители выпускаются в виде порошка или таблеток, продаются в хозяйственных магазинах. Нужно покупать те из них, что предназначены для домашнего крашения изделий из шерсти. Приготовьте концентрат согласно указаниям инструкции. Пол-литра концентрата разделите на три части, разлейте в стеклянные банки, в каждую из трех частей добавьте 150-200 граммов кипяченой воды и 2 столовые ложки 9-процентного уксуса. При желании в первые две части можно добавить немного краски другого цвета, чтобы получить широкую гамму оттенков. Но употреблять в пищу такое яйцо нельзя.

Крашение
Яйцо кладется на пластмассовую ложку и окунается в краску.

Краска содержит кислоту, и если яйцо помокнет в пищевой краске более пяти минут, а в анилиновой - более трех, кальций в верхнем слое скорлупы будет нарушен, яйцо покрасится неровно и будет безнадежно испорчено. Покрасив одно яйцо, извлеките его из краски, бережно промокните мягкой салфеткой и принимайтесь красить другое. Есть пищевые красители, в которых яйца окрашиваются только во время варки. Они годятся для приготовления однотонных крашенок. Разноцветье крашенок и писанок достигается послойным нанесением красок на яйцо и обязательным предварительным резервированием каждого цвета воском. Это известный метод батика. Завершив роспись и крашение, воск на яйце нужно растопить над пламенем свечи или в духовке, а затем снять его со скорлупки салфеткой.

Анилиновые или пищевые красители перед применением необходимо подогревать на водяной бане. Краска должна быть теплой, но не горячей, иначе воск преждевременно растает. По этой же причине писанку или батикованную крашенку нельзя варить в пищевой или анилиновой краске. Исключение составляют природные красители. Расписанные воском яйца можно выдержать в растительном красильном растворе до полного крашения, а затем отварить их в этой же краске. Готовые писанки извлеките из горячей краски и снимите салфеткой воск со скорлупы.

Крашение всегда начинается со светлых тонов и завершается темными. Традиционные цвета орнаментов писанок: белый, желтый, красный и черный. Но вместо черной подчас применялась коричневая, зеленая или фиолетовая краска, вместо красной - лиловая. Писанка, расписанная с нарушением цветовой символики, называлась в народе малеванкой. На крашенках допускалось наличие зеленого цвета. Были даже однотонные зеленые, троицкие, крашенки. Если на зеленую краску нанести красную, то яйцо станет рыжим.

Краска "не красит", если она холодная, или испарился уксус, или яйцо несвежее, или курочку плохо кормили; а еще - если мастерица оставила на скорлупе жирные пятна. Берегите руки. Не жалейте салфеток. После приготовления каждой писанки придется мыть руки с мылом. Смазывать их кремом нельзя, чтобы не испачкать жиром скорлупку. Выход есть: расписываем воском по белому полю все тридцать яиц, затем красим их по одному в желтой краске, опять расписываем - красим в красный цвет и т. д. Руки придется помыть только в конце работы. Если ладони у вас влажные, при росписи держите яйцо в салфетке. Выдутое яйцо не тонет в краске, нужно взять глубокую ложку. Прежде чем красить выдутое яйцо, не забудьте воском заклеить отверстия, иначе краска попадет внутрь скорлупы. И еще: если в семье есть маленькие дети, постарайтесь обойтись без анилиновых красителей.

Салфетки
При исполнении писанки салфетки требуются белые. Бумажными салфетками хорошо промокать окрашенное яйцо, но снимать растопленный воск со скорлупы все же лучше тканью. Хорошо, если есть хлопчатобумажная ветошь: старые простыни, трикотажное полотно. Пропитанная воском полотняная салфетка впоследствии не снимает воск с яйца полностью, а полирует скорлупу, оставляя узор под тоненькой восковой пленкой, и тогда нет необходимости покрывать писанку-сувенир лаком, который, хотя и защищает краску и немного укрепляет скорлупу, но лишает писанку естественности.

Воск и парафин
Для защиты цвета лучше всего использовать чистый пчелиный воск. Приобрести его можно у пчеловодов, на рынке и в магазинах, торгующих медом. Если вы купили воск и не уверены в том, что он достаточно хорошо профильтрован, растопите его в кастрюле на умеренном огне и процедите через частое сито. В горячий воск можно добавить немножко сухой пищевой краски темного цвета. При росписи окрашенный воск хорошо виден на скорлупе яйца.

Парафиновые линии не так хорошо держатся, как восковые; в процессе работы они могут разрушиться. Парафин незаменим, если необходимо резервировать большие участки яйца, при выдувании сырой писанки, а также для укрепления скорлупы. Готовую сырую писанку, прежде окунают в расплавленный парафин и только тогда просверливают в скорлупе отверстия и выдувают содержимое яйца. Укрепляют выдутую писанку изнутри следующим образом: с помощью стеклянного медицинского шприца вводят в писанку 5 кубиков горячего парафина, после чего яйцо вращают в руках до тех пор, пока оно не остынет. При этом парафин обволакивает скорлупу пленкой. Таким же образом можно укрепить скорлупу и с помощью клея ПВА с той лишь разницей, что после обволакивания скорлупы клеем внутрь яйца насыпают просеянные опилки. Парафиновые свечи должны быть чисто белыми, не иметь запаха. Тоненькие восковые свечи необходимы для нанесения на скорлупку яйца крапинок.

Карандаш
Начинающий мастер при исполнении писанки прежде мягким простым карандашом наносит на яйцо узор и лишь затем покрывает этот узор воском. Если карандаш будет твердым, то на готовой писанке останется его след.

Кистки
Нанести воск на яйцо можно булавкой, спичкой, соломинкой, шляпкой гвоздика, горящей свечкой, гусиным пером, стальным плакатным пером и, конечно же, кисткой самодельной или заводской работы. Самодельная кистка представляет собой свернутую из фольги воронкообразную трубочку длиной 1 - 1,5 см. Трубочка крепится с помощью пакли или тонкой медной проволочки на деревянном держачке диаметром 8 мм, длиной 10-12 см. Таких кисток должно быть несколько. Во время работы их нужно макать в растопленный воск. Пока одной пишете, остальные ждут своей очереди в горячем воске. Превосходны кистки, выточенные из латуни, пишущий кончик которых имеет отверстие, размещенное строго по центру. Толщина линий рисунка зависит от диаметра пишущего кончика и диаметра его отверстия. Желательно иметь набор кисток для жирных, тонких и средних линий. Как пользоваться такой кисткой: нагрейте головку кистки на открытом огне (свечи, лампадки, газовой горелки) и заполните ее воском. Во избежание кляксы салфеткой снимите с корпуса кистки лишний воск и принимайтесь расписывать яйцо.

Ваш инструмент не пишет, если:
- неправильно держите и яйцо и кистку. Возьмите яйцо в левую руку, а кистку в правую. Локти прижмите к туловищу. Пишущей руке нужна опора, иначе она будет дрожать. Мизинцем правой руки обопритесь о поверхность яйца. Пальцами левой руки вращайте яйцо на себя, а линии ведите - от себя, стараясь по возможности не менять положения пишущей руки;
- остыл воск. Подогрейте головку кистки, не погружая носик в огонь;
- закончился воск. Заполните кистку воском;
- засорилась кистка. Подогрейте головку кистки и прочистьте отверстие тоненькой проволочкой;
- образовалась воздушная пробка. Удалите ее, проколов пузырек той же проволокой; - носик кистки сильно прижат к поверхности яйца. Снимите напряжение с пишущей руки;
- ваша кистка побывала в чужих руках. Виною тому - чужой почерк.
Важное правило: во избежание ожогов, нагревая кистку, не погружайте держачок в огонь и не доводите воск до кипения. После работы удалять из кисток оставшийся воск не нужно.

КРАШЕНКА

Подогрейте пищевые краски на водяной бане. На тихом огне отварите яйца и остудите их. Зажгите тоненькую восковую свечу и покройте яйцо горячими капельками воска. Не забывайте вращать яйцо и следите, чтобы капельки не растекались.
Покрасьте яйцо в желтый цвет и снова покройте его капельками воска, и затем искупайте в алой краске. Промокните, покройте капельками воска, после чего перекрасьте в желтый цвет и окуните в зеленую краску. На зеленую скорлупку тоже накапайте воска и покрасьте вашу будущую крашенку в темно-синий завершающий цвет.
А теперь поместите яйцо в теплую духовку (100 ° С) или поднесите его к огню, но не погружайте в пламя. Можно также воспользоваться феном. Когда воск на яйце растает, бережно снимите его мягкой полотняной салфеткой. Крашенка-капанка готова.

Повторите все сначала, но вокруг восковых капелек нарисуйте кисткой лепестки, завитки, лучи... -- и тогда на крашенке засияет солнышко, расцветут цветы... Если восковая капелька все же потекла, пририсуйте ей крылышки. На крашенке вспорхнет мотылек. Нарисуйте плавники -- поплывет рыбка.

Для мучной крашенки начните резервирование не с белого, а с желтого цвета. Восковые капельки роняйте чешуйкой, так, чтобы потом красная горошинка выглядывала из-под желтой, зеленая - из-под желтой и красной... Вместо финальной краски погрузите яйцо в столовый уксус, разведенный пополам с водой. Через 20 минут извлеките яйцо из кислоты и вымойте с мылом в холодной воде. Тщательно промокните. Растопите воск. Разноцветный горошек, точно выгравированный, будет рельефом проступать на белой поверхности яйца.

Окуните яйцо в желтую краску, а затем в красную - вот вам и красно яичко или однотонная крашенка . Независимо от того, имеется ли желтый цвет в узоре или нет, первоначально яйцо красится в желтой краске. Однотонная крашенка станет "мраморной", если в краску добавить капельку растительного масла или же перед крашением потереть скорлупку наждачной бумагой.

Для знаковой крашенки из деревянной палочки диаметром 0,8 и длиною 10-12 см и маленького "сапожного" гвоздика с круглой шляпкой сделайте себе печатку (тычок). Шляпку тычка раскалите на огне, обмакните в воск и тут же нанесите на яйцо точку. Из точек получится "крест", "кружочек", "ожерелье", "виноград", "цветок"...

С помощью напильника круглую шляпку тычка можно превратить в треугольную. И тогда узор на яйце будет не из точек, а из крошечных клиньев. Отложите тычок в сторону. Носиком как следует нагретой кистки легонечко постучите разок-другой по скорлупке и, как только появится восковая капелька на яйце, не давая ей остыть, тотчас превратите ее в "запятую"... Расписывая птичьи яйца к Пасхе, западные славяне выбирают "клин", "запятую", "точку", восточные и южные - предпочитают линию. На крашенке, как правило, присутствует один магический знак. "Кружочки" или "крестики" размещены на поверхности яйца произвольно. Знаковая крашенка предшествовала обрядовой писанке.

Орнаменты обрядовой писанки
Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образ-ного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница:

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы. Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Основные виды конструкций связаны переходными разводами. Предположим, орнаментированный поясок делит поверхность яйца на два полушария по вертикали. Каждое из образовавшихся полей будет называться большим. В такое поле может быть вписана звезда, крест или дерево. Если большие поля прерываются по экватору, меридиану, диагонали или радиусу, а орнаментальные формы, чередуясь или повторяясь, размещаются в каждом из образовавшихся сегментов, то мы получаем развод-перервы. И все здесь подчинено идее Мироздания, строения и сущности Вселенной.
За разводом кругового типа через "поля-перервы" следует развод "переметная сума", тип "плетеница".

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме . Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Мастерицы давали писанкам имена. Имя было тоже символом, оберегом. Иногда это были имена-пугала. Скрывая истинное имя, нечистую силу можно было не только отпугнуть, но и обмануть. К числу самых сильных оберегов относились и колючие растения. Среди названий писанок преобладает "роза": "роза с гребешками", "роза с грабельками", "роза с калыточками", "роза с бесконечником", "пустая роза", "полная роза", "крестовая роза", "сторожевая роза", "собачья роза", "шелудивая роза"... С течением времени, когда содержание языческих символов стало забываться, в орнаментах писанок появились изображения церквей, церковной утвари, узоры списывались с облачений, отсюда писанки "престол", "поповы ризы", "голгота" (голгофа) и т.п.

Орнаментальные мотивы

Случалось, что имя обрядового расписного яйца зависело лишь от названия одной из ведущих в композиции орнаментальных форм, определяющих стиль писанки: "Ветрячки", "Уголочки", "Мак", "Зори", "Панны", "Плетенка", "Фасолька", "Паучки", "Птичьи лапы", "Басовое ухо" и т.п. Орнаменты писанок имеют свои местные особенности, не говоря уже о том, что у каждой мастерицы был свой почерк письма. Стиль писанки определяется прежде всего набором тех или иных выразительных средств. Орнаментальные формы заполнялись или обрамлялись штрихами, точками; в иных случаях мы видим окраску полей, сочетание штриховки и точки, штриховки и окраски, штриховки и капли - капля на заштрихованном поле или вне его; одновременное сочетание точки, капли, кляксы и штриховки; заполнение орнаментальных форм сеткой, так называемое "ильчатое письмо", сочетание сетки и капли, сетки и окраски. Немалую роль в стиле писанки играет цвет, подбор красок. Стиль писанок определяет и способом нанесения воска на яйцо; узор может быть выполнен линией, клином, "запятой" ("яблоковым зернышком").

Подробные иллюстрации всех видов орнаментов вы сможете увидеть в приложении.

Мастерство писанки
Приготовление писанок - занятие, требующее уединения и душевного равновесия. Приятнее всего расписывать сырое куриное яйцо. Его беззащитность и хрупкость делают каждое движение рук мастерицы бережным, прикосновение - нежным. А если поверить, что в ладонях - Вселенная, что она так же хрупка и беззащитна... Вращая яйцо, вы слегка массируете кончики пальцев левой руки, и тепло вашей души проникает в будущую писанку. Мечты обретают крылья. Бежит по скорлупке восковая линия, оплетая, опоясывая, защищая яйцо. Если рука ослушалась, не скоблите, пытаясь исправить ошибку. Писанка испорчена, не горюя приготовьте из нее глазунью.
Прежде чем расписывать воском, научитесь наносить рисунок простым карандашом и не на сырые, а на вареные яйца. И помните, что линии на сферической поверхности - это дуги. Ведите их постоянно в одном направлении, вращая яйцо, либо на себя, либо только от себя. Таблица конструкции орнамента писанок тоже есть в приложении к этой статье. Чтобы работа не показалось вам скучной, считайте разделительные пояски. Нечетное количество поясков дает четное количество полей.
Если рисунок списан грамотно, попробуйте покрыть его линии воском. Восковая линия должна быть длинной, тогда будет мало стыков и они будут менее заметны. Линии сетки могут быть жирными, очертания орнаментальных форм, если только они не включают в себя линий конструкции, следует выполнить кисткой №2, среднего размера. А для выполнения штриховки подойдет кистка № 1. Штриховку клина лучше начинать от основания и завершать у вершины. Чтобы штрихи не "падали", поясок необходимо предварительно поделить на квадраты. То же касается и сеточки. Поля покрываем воском, но не штрихами, а спиралью, и тем размером кистки, которым обрамляли поле, в противном случае воск ляжет на скорлупку неравномерно, порой едва заметные отдельные участки поля останутся незащищенными, а значит, и неокрашенными в нужный вам цвет.
Когда научитесь делить поверхность яйца на поля и размещать в них узор, когда кистка станет покорной, возьмите сырое свежее куриное яйцо и принимайтесь за писанку. На следующем этапе постижения мастерства попробуйте выполнить один и тот же узор в разных стилях. Избегайте циркуля, ластика, старайтесь обходиться без карандаша и не надевайте на яйцо поясок из резинки. Опора пишущей руки, вращение яйца в одном направлении, носик кистки под прямым углом по отношению к рабочей поверхности - и линия будет отличной. Если рука немного дрожит от волнения - нестрашно и даже неплохо: рисунок будет живым, ведь сухая холодная геометрия утомляет взор.
Писанка - магия или наука? Писанка-прежде всего искусство. Но тот, кто создал писанку, блестяще знал астрономию, геометрию, ботанику, философию, психологию личности, законы гармонии. Если прочувствовать орнамент, как молитву, тогда вы будете знать, как рисовать на яйце зарю утреннюю, поле засеянное, вешние воды, солнце и месяц, райскую яблоньку, цветочек и зернышко, небо и землю, два любящих сердца, волшебные замочек и ключик.

ПИСАНКА - это неповторимое произведение народного искусства, это символ Вселенной. Изготовление писанок связывается с дохристианским народным обычаем встречать весну, с пробуждением земли, началом сельскохозяйственных работ, а позже - с Пасхой.

Писанкарство присутствует у многих славянских народов, однако широкое распространение оно получило только в Украине, превратившись на яркое самобытное явление.

"Бабушкой" писанки можно считать "крашенку" - яйцо, окрашенное в один цвет: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый и даже черный. Ее употребляли в пищу и использовали в пасхальных забавах. На смену ей пришла "крапанка", покрытая крапинками и капельками, нанесенными воском. Далее была "малеванка" - вареное яйцо, расписанное кисточкой. Также существовали "дряпанки" - одноцветные, с выцарарпанным орнаментом. И уже окончательный вариант - это, конечно, писанка, при чем воск наносится на поверхность яйца тонкой трубочкой - "писачком" (откуда и название).

Писанка считается символом жизни, солнца, бессмертие, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья и содержит глубокий смысл. Ее дарят в знак перемирия, пожелания здоровья, красоты и силы, применяют, как оберег от бедствия и стихий, для лечения различных недугов, от испуга и наговоров. Писанку также дарят девушке, как свидетельство любви, и закапывают в землю на добрый урожай. Ее вручают на пасху, как знак почета, дружбы и радости, со словами "Христос Воскрес!".

Орнаменты и цвета писанок тоже не являются случайными. Символических рисунков насчитывают более 100, каждый из которых имеет свое назначение. Кривулька, например, или же безконечник - символ жизни, солнечного движения, начала и конца. Тринога символизирует небо, землю и воздух. Существует и другое толкование: этот знак может означать огонь, воду и воздух. Относительно цветов, то красный символизирует радость жизни, любовь; желтый - луна и звезды, урожай; зеленый - богатство, богатство растительного мира; голубой - чистое небо, здоровье; бронзовый - матушку-землю; черный с белым - уважение к умерших родственников.

Предлагаю и Вам приобщиться к этому удивительному искусству.
Рисовать писанки можно всей семьей! С простыми узорами справятся даже
дети (естественно, под Вашим чутким руководством). И поверьте, этот
процесс им ОЧЕНЬ понравится.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как я делаю писанки
В этом небольшом уроке я постараюсь рассказать об основных приемах и
техниках раскрашивания писанки, понимая которые вы сможете создавать
свои маленькие шедевры

Для работы нам понадобятся:
- подготовленное яйцо
- воск
- простой карандаш
- свеча
- писачок или кистка (его можно изготовить самому, свернув конусом полоску жестяной банки)
- салфетки
- пищевые или анилиновые красители

1. Итак, сначала нужно подготовить яйцо. Берем белое яйцо, хорошенько моем его с содой, высушиваем салфеткой.
Теперь берем небольшой гвоздик и с более толстой стороны яйца делаем
маленькое отверстие (гвоздик прижимаем к яйцу и прокручиваем в разных
направлениях).
Потом берем шприц, набираем воздух, вводим иголку в отверстие и ОЧЕНЬ
медленно начинаем выдувать воздух в яйцо. Яйцо держим отверстием вниз,
над емкостью, куда будет стекать его содержимое.
Когда все содержимое яйца вылилось - моем его хорошенько, набираем в
шприц воду и промываем ею середину яйца, остатки воды так же выдуваем
воздухом.
Такое яйцо так и называют - выдутое .

Кладем яйцо на салфетку, отверстием вниз, чтобы вытекли остатки жидкости.
Я рекомендую готовить яйца заранее, чтобы они успели хорошенько просохнуть.

2. Далее наносим простым карандашом рисунок на яйцо. Для этого нужно
сесть поудобнее, локти должны иметь опору. Яйцо держим в левой руке и
медленно, но равномерно вращаем. Т.е. если нужно провести ровную линию -
нужно вращать яйцо, а не рисовать карандашом, как на бумаге
Узор выбираете самостоятельно.
Вначале можно разделить яйцо на "зоны", в которых будет формироваться узор:

У меня получился такой вот узор:

3. Теперь берем писачок, разогреваем над боковым пламенем свечи:

Набираем в него воск:

Еще раз прогреваем и аккуратно, замазываем воском отверстие в яйце. Это
нужно сделать, чтобы в яйцо не попадала краска при окрашивании.

4. Теперь начинаем процесс росписи.
Вначале проводим писачком по тем линиям, которые в последствии должны остаться белыми:

Вот наше яйцо готово к первому окрашиванию.

Красить начинаем с более светлой краски и постепенно переходим к темным тонам:

Вот мы окрасили яйцо желтой краской. Естественно, что покрытые воском места остались белыми.

Теперь нам нужно нанести воск на те места, которые должны быть желтыми:

Яйцо готово к следующей покраске. На этот раз - это красная краска:

И теперь у меня будет последнее окрашивание - синей краской:

На этом этапе совершенно не понятно, каким же будет окончательный результат.
Тем интереснее и увлекательнее становится последний этап.
Теперь мы должны снять с яйца весь воск.
Для этого аккуратно постепенно прогреваем яйцо, не соприкасаясь с пламенем свечи и тут же салфеткой стираем расплавленный воск:

на этой фотке видно разницу между стертым кусочком и покрытым воском:

P.S. Еще добавлю пару слов о том, как самому сделать писачок.

Нужно найти кусочек плотной фольги или тонкой жести (чтоб не сгорело на
огне) размером гдето 6 см на 6 см, вырезать из него круг с хвостиком
для крепления и из этого круга, сделав в нем прорезь - скрутить конус,
чтоб получилась такая леечка с тонким носиком, чтоб раскаленный воск
выделялся очень тонкой струйкой. За хвостик прикрепить к палочке или карандашу. Вот схемка:

Для тех, кто живет в Киеве хочу сказать, что по субботам в музее Гончара проходят МК по раскрашиванию писанок Там же Вы сможете приобрести писачки.

Желаю всем прекрасного весеннего настроения и творческого вдохновения!

Похожие публикации