Развитие и воспитание детей с 2 лет. Кризис двухлетнего возраста. Эмоциональный фон малыша

После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности. Возраст в 2,5 года можно назвать рубежом развития малыша, как личности. Этот период может быть трудным не только для родителей, но и для самого ребенка. Многие сталкиваются с такими проблемами, как капризы и повышение требовательности у малыша. Поэтому папам и мамам детей в возрасте 2,5 лет стоит запастись холодным рассудком и терпением.

Развитие ребенка: психология, питание и режим дня

Малыш в этом возрасте должен спать в сутки не менее 12 часов.
Его дневной отдых должен составлять приблизительно 2 часа. Не стоит давать возможность ребенку бодрствовать более 6 часов, поскольку это может оказать негативное влияние на его нервную систему. Специалисты рекомендуют придерживаться определенного режима – подъем в 8 часов и отход ко сну в 21.00. Питание детей двух с половиной лет должно быть четырех разовым. Как и раньше, рацион малыша должен содержать исключительно полезную пищу. А вот введение жареной, копченой и сладкой пищи по-прежнему не рекомендуется. Внимательно стоит отнестись и к количеству потребляемой малышом жидкости. Его организм нуждается в 1,5 литрах воды в сутки. Сюда входят и супы, соки и т. д.

На этом этапе жизни у малыша резко проявляется собственное «Я». Это происходит ввиду постепенного психологического отдаления от мамы и папы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок начинает формировать собственные взгляды на действительность, вырабатывая свою линию поведения в обществе и свой характер.

Ярче становится и эмоциональность. В 2,5 года дети могут испытывать целый спектр различных чувств – обиду и жалость, злость и радость, зависть и страх, тоску и сочувствие, любовь и нежность. Ребенок может уже соотносить эмоции и ситуации: гулять – весело, болеть – плохо, сидеть дома – скучно. Но многие дети в этом возрасте еще не научились различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому нередко они совершенно не понимают, почему взрослые их наказывают за тот или иной поступок.

Несмотря на период становления собственного «Я», малыш по-прежнему нуждается в заботе близких. Родители должны более лояльно относиться к протестам и акциям независимости своего чада. Грубое отношение, наказания за мелкие проказы, крики и шлепки могут дать обратный результат. В этом возрасте дети прекрасно чувствуют не только отношение окружающих к своей персоне, но и семейный климат. Поэтому ссоры родителей, даже без криков, могут вызвать у ребенка настоящий стресс. А вот расставания с мамой и папой в этот период даются крохе довольно сложно. Однако в 2,5 года ребенка можно легко отвлечь и он успокоится. Повышается у малыша и уровень доверия к окружающим. Теперь доброжелательное отношение незнакомых людей расценивается у него как повод пойти на контакт.

Навыки и умения малыша

Ввиду своего физического развития, дети в 2,5 года могут:


Интеллектуальное развитие позволяет совершать следующие действия:

  • ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик, конус и пр.);
  • строить мосты и паровозы из кубиков;
  • собирать башни из конструктора или пирамидных колец;
  • строить сюжетные сооружения из подручных средств (дом из конструктора, дорога из кубиков и т. д.);
  • собирать пазлы;
  • листать книгу;
  • рисовать;
  • запоминать цвета.

Игры малышей после 2 лет носят сюжетный характер. Им нравится проводить время за играми со своими любимыми персонажами и игрушками. Теперь ребенку под силу проведение нескольких последовательных действий – покормить и попоить куклу, умыть, переодеть и положить спать. Кроме этого малыш может играть с элементами пародии на окружающих. если вы пришли из магазина, то он может начать игру в продавца, а если вы были на приеме у врача, то он непременно станет добрым доктором для своих кукол и зверюшек.

В этом же возрасте детям становятся интересны
совместные игры со сверстниками. Самым важным для них является возможность запомнить правила игры и неукоснительно их соблюдать. В этот момент родители должны быть готовы к настоящему эмоциональному выплеску малыша, который будет всячески гордиться своим новым достижением. Родители малышей двух с половиной лет радуются некоторым проявлениям самостоятельности ребенка. Он уже может пытаться самостоятельно одеваться и обуваться, застегивать липучки, молнии и пуговки. Единственным неподвластным звеном одежды для него пока остаются шнурки. Но некоторые дети настойчиво пытаются завязать и их, оставляя после своих попыток массу узелков, которые потом вынуждены распутывать родители. Наказывать и ругать за такие проявления самостоятельности не стоит. Ведь малыш просто хочет скорее всему научиться и снять с плеч мамы заботы о себе.

Речевые способности малыша

Пока ребенок разговаривает не так, как взрослые. Но определенными навыками он уже пользуется. Предложения из нескольких слов теперь могут иметь весьма осмысленный характер и включать в себя местоимения и предлоги. А всестороннее подражание взрослым обогащает лексикон малыша весьма забавными словами, которые он пытается образовать от знакомых ему слов. Например, от слова «жевать» легко образуется слово «жеваю», а от слова «встать» — «вставаю». Характерно для этого возраста и упрощение слов, когда сложно выговаривать такие длинные слова, как «электричество», «автобус», «карандаш» и пр. Гораздо легче произнести их упрощенную и в то же время понятную форму – «атобус», «электитиво» и «кадаш». Родители непременно должны обратить на это свое внимание, но поправлять малыша нужно корректно и терпеливо.

Добрый день, дорогие читательницы! Я получаю очень много вопросов о воспитании малышей. Я постоянно подчеркиваю, что до 5 лет малыш должен сталкиваться с запретами как можно реже. Многие начинают возмущаться, считая, что я ввожу полную вседозволенность...

Я нисколько не переживаю за своего младшего сына, которому через несколько месяцев исполнится два года. Не переживаю за то, что он до 18 лет так и не выучит слово «нельзя», и не сможет воспринимать запреты до пенсии. Но слышу, как многие мамы переживают за своих детей... Поэтому пишу на эту тему снова и снова. Сегодня мы подробнее поговорим о границах, и о том, как воспитывать ребенка в 2 года.

Итак, запреты и границы у ребенка всегда есть. И в 2 года, и в год, и даже в несколько месяцев. Другой вопрос — как мы обозначаем эти границы. Кричим ли мы грозно «нельзя» или показываем запреты максимально мягко?

И опять подчеркну: все, о чем я буду здесь писать, касается только малышей до 5 лет. В 5-7 лет происходит значительный скачок в развитии ребенка. И после этого возраста отношение к запретам должно поменяться (со стороны родителей). Если же родители до 18 лет своего чада так ничего и не меняют, и разговаривают с подростком, как с годовалым карапузом... Тогда действительно начинаются большие проблемы. Но у нас речь идет именно о карапузах. Это очень важно!

Эта ужасная вседозволенность

Как же мне надоело отвечать на возмущенные комментарии к моим постам, грозящие моим детям страшное будущее из-за нашей «вседозволенности»! Надоело, потому что почти к каждому посту в соц.сетях о моем отношении к разлитому годовасиком маслу или о безобидных шалостях, найдется кто-то «неравнодушный». И каждый раз приходится писать одно и то же. Иногда уже хочется просто проигнорировать комментарий... Но потом понимаю, что это важно повторять. Много раз повторять. Чтобы у кого-то из мам разрушились старые стереотипы.

Так вот, хорошая новость: вседозволенность вашему ребенку не грозит. Ее организовать просто невозможно. Невозможно. Если вы нормальная мама, вы не позволите своему малышу играть с огнем, вылезать из окна, бегать по проезжей части и т.д. Так что у поведения вашего ребенка в любом случае будут какие-то границы. И он начнет осваивать их с рождения.

С рождения ребенок сталкивается с тем, что жизнь не всегда такая, как хотелось бы. Даже если вы практикуете , даете грудь по первому писку и круглосуточно носите дитя в . С первых месяцев ребенку уже что-то нельзя.

Например, грудничку нельзя переворачиваться у края дивана. Если он так перевернется — он упадет. Однако, ни одна нормальная мать не будет пытаться донести это до трехмесячного малютки.

Представьте себе мамашу, грозно размахивающую пальцем перед таким малышом и приговаривающую: «Нельзяяяяя!!» А потом, когда ребенок все-таки упал, приговаривающую: «Почему ты не слушаешься?! Какой ты непослушный! Вот теперь будешь знать! Я вижу, что ты все понимаешь! У тебя глаза уже умные, и „агу“ прекрасно выговариваешь! Все понимаешь, а не слушаешься! Кто же из тебя вырастет?!»

Примерно то же самое происходит даже тогда, когда ребенку исполняется год. Я писала об этом в статье « ». Такая ситуация продолжается и в 2 года. И даже дольше. Хотя в 2-3 года малыш уже реагирует на многие запреты. И кажется, что он уже такой умный... Реагирует на многие ваши слова и запреты, но... Не на все.

Что плохого в запретах?

До 5-7 лет мозг ребенка еще недостаточно созрел для адекватного восприятия запретов. Это не значит, что до 5 лет вы вообще не будете произносить слово «нельзя». К сожалению, это невозможно. Но надо произносить это слово как можно реже.

Нашей старшей дочери сейчас почти 4 года. И она уже хорошо знает «нельзя». И даже — о чудо! — в большинстве случаев она хорошо слушается. Но даже сейчас в 4 года любые запреты тяжелы для нее. И если я начинаю говорить «нельзя» часто, начинаются капризы, истерики и все признаки перевозбуждения. Это — в 4 года! Что уж говорить о малыше двух лет?

На самом деле, в 1-3 года запреты не так страшны — ребенок их легко игнорирует. В этом возрасте правильная стратегия звучит так: «Нельзя ругать или отчитывать малыша за то, что он не слушается».

До 5 лет детей вообще нельзя ругать. В этом возрасте малыш ни за что не поймет, что вы «его очень любите, но злитесь на его плохое поведение». И единственное, чего вы добьетесь — ребенок будет чувствовать себя плохим и нелюбимым.

Как ставить границы

Стратегия воспитания очень проста. Предельно проста. Если трехмесячный малыш лежит около края дивана — что вы делаете? Правильно, берете его и уносите в безопасное место. И вообще стараетесь не класть малыша на диван. Примерно также мы реагируем на поведение малыша 2-3 лет.

Конечно, унести двухлетку от края гораздо сложнее. Но суть остается той же. И постепенно, по мере роста, карапуз учится воспринимать эти границы.

Если малыш хватает что-то запретное и опасное — отбираем. Лезет на что-то слишком высокое или хрупкое — снимаем. Ведет себя неподобающе — уносим в другое место.

В идеале — отвлечь карапуза чем-то более интересным. Это — лучшее, что вы можете сделать. Не получается? Хотя бы просто пожалейте. Да, годовасик будет вопить, брыкаться и всячески выражать свой протест. Но вы все равно спокойно и с любовью забираете его из опасного места...

На что важно обратить внимание?

  • Запретов должно быть как можно меньше! Постарайтесь убрать все запретное и опасное туда, где малыш не достанет.
  • Когда малыш приближается к запретному — можно мягко сказать «не надо брать» или что-то подобное. Покачать головой. Но мягко, без угрозы или агрессии.
  • Малыш все равно залез на запретный шкаф? Спокойно снимайте его оттуда. И помогите ему пережить весь спектр эмоций. Помогите своим сочувствием, любовью и терпением.
  • Постепенно ребенок привыкнет к ним. Особенно, если ему уже два года. Постепенно в голове малыша сформируется связь: залезешь — все равно снимут. Поэтому нет смысла туда лезть. Но эта связь не будет иметь примеси страха!
  • Однако, периодически дети снова «проверяют границы». И ваша задача — снова отреагировать на это спокойно и с любовью.
  • Если ребенок все-таки что-то сломал, испачкал, разбил... Это не он виноват. Это вы не уследили. Это ваша ответственность, а не его. Поэтому ругайте не ребенка, а саму себя.
  • А если же никто не пострадал — и себя не ругайте. А просто вытрите лужу, вымойте шкаф или соберите осколки с пола. Небольшие неприятности не стоят того, чтоб из-за них переживать.

Чем старше ребенок, тем больше шансов, что он отреагирует на ваше словесное предупреждение. И в 3 года многие дети готовы слушаться родителей. Без криков и угроз! Но... Не всегда. И это тоже надо понимать. Когда малышу в 3-4 года чего-то очень хочется, он проигнорирует ваши просьбы. И снова ваша задача — не ругать и не требовать послушания.

Как общаться с малышом 3-4 года, если он не хочет идти домой, мыть руки или снимать дома сапоги — . Здесь уже можно постараться договориться. Но в 2 года это еще не имеет смысла.

Поэтому если наш младший сын начинает выливать воду из ванны на пол — я просто вытаскиваю его из ванны. Разбрасывает из тарелки еду? Забираю тарелку. Кидает в детей песок на детской площадке? Уношу его из песочницы. Все это можно делать спокойно, без угроз. И границы соблюдены, и мама осталась любящей.

Подпишитесь на новые статьи блога и сделайте репост в социальных сетях. Я желаю вам счастья. До новых встреч!

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.


Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир . Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось , что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь . Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.


Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Причины

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.


Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей . Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым . Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное , поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать , то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста

На чтение 7 мин.

Чем старше становится ребёнок, тем меньше он начинает нуждаться в уходе за собой. После 2 лет дети намного самостоятельнее, поскольку овладевают всё большим числом навыков (в частности, самообслуживания), могут с помощью речи сообщать о своих потребностях, становятся ещё активнее и действуют увереннее.

Но это вовсе не означает, что малыш требует к себе меньше внимания. Скорее, наоборот. Ещё тщательнее нужно за ним следить и прилагать ещё больше усилий для развития личности ребёнка и направления его энергии в правильное русло. Отчего и вопрос о том, как следует воспитывать ребёнка в 2-3 года, остро стоит перед большинством родителей и стимулирует к изучению особенностей этого возраста и поиску наилучших способов взаимодействия со своим крохой.

Особенности развития детей в 2-3 года

  1. После 2 лет у большинства детей заметно совершенствуется речь, растёт словарный запас, они начинают строить простые предложения из 2-3 слов.
  2. В этом возрасте дети практически полностью овладевают навыками самообслуживания: самостоятельно ходят на горшок, моют руки, аккуратно кушают ложкой, пьют из кружки, могут одеться и раздеться.
  3. Полностью уходит кормление грудью, ребёнок кушает взрослую пищу и ещё более ярко проявляет свои кулинарные предпочтения.
  4. Большинство детей в 2-3 года начинают ходить в садик. Наиболее благоприятным периодом для начала его посещения считается достижение ребёнком возраста 3 лет, когда связь с матерью постепенно начинает ослабевать, появляется стремление к общению со сверстниками. Адаптация к детскому саду в таком случае проходит менее болезненно.
  5. Ребёнок активно исследует границы дозволенного, усваивает правила поведения и проверяет родителей на прочность. Наверняка вы замечали, что ваше чадо уже научился «хитрить», наблюдает за реакцией взрослых на свои действия, может совершенно по-разному вести себя с мамой, папой, бабушкой и другими родственниками.
  6. Малыш ещё активнее продолжает манипулировать предметами, его действия становятся более точными, улучшается координация движений.
  7. К двум годам ребёнок знает действия людей, животных, назначение предметов, например, что «птица летает», «машинка едет», «мылом моют руки» и т. д.
  8. Малыши в этом возрасте очень возбудимы. А вот успокоить их бывает подчас очень трудно.
  9. Подражание взрослым становится основным способом научения разным навыкам.
  10. Усиливается тяга малыша к самостоятельности, ведь он уже так много всего умеет! Всё чаще можно услышать от него фразу: «Я сам!», когда в очередной раз хотите ему в чём-то помочь. Поэтому воспитание ребёнка в возрасте 2-3 лет важно строить на предоставлении ему возможности выбора, поощрении инициативы и двигательной активности.
  11. Многие дети в возрасте 2-3 лет проявляют склонность к тому или иному виду деятельности: рисование, лепка из пластилина, собирание конструктора, сюжетно-ролевые игры и пр. Конечно, пока это ещё нельзя назвать устойчивыми интересами, но определённые черты личности ребёнка уже могут проявляться в ходе этих занятий.
  12. Активно развивается воображение, малыш фантазирует. Это обычно заметно в его речи, игре, рисунках.
  13. Спектр проявляемых эмоций значительно расширяется. Ребёнок может демонстрировать радость, восторг, удивление, ласку, смущение, жалость, разочарование, гнев, страх, сочувствие и др.
  14. После 2 лет появляется интерес к сверстникам, малыш хочет общаться, играть, дружить с другими детьми. При этом взаимодействие со взрослыми для него также остаётся значимым.

Психология мальчиков и девочек в 2-3 года: есть ли различия?

В этом возрасте дети могут различать между собой мальчиков и девочек по внешним признакам: по одежде и поведению.

  • Различия проявляются на уровне тенденций. Например, нельзя сказать, что у всех девочек речевое развитие протекает быстрее, чем у мальчиков. Но всё же чаще девочки овладевают речью раньше мальчиков.
  • У мальчиков быстрее развиваются зрительно-пространственные способности.
  • В большинстве случаев мальчики позже привыкают к горшку.
  • У мальчиков быстрее развивается крупная моторика, у девочек – мелкая.

Кризис 2-3 лет: почему он возникает и как его преодолеть?

Возникновение кризиса связано с несколькими факторами:

  • Ребёнок достигает значительного уровня развития и овладевает большим количеством навыков, что позволяет ему ощущать себя во многом самостоятельным. Поэтому малыш сопротивляется любым попыткам взрослых ограничить его свободу и активность.
  • Происходит формирование личности ребёнка, его характера, осознание своего «Я». Ему важно выражать свои предпочтения, он стремится чётко обозначить позицию «моё», ревностно относится к своим вещам, игрушкам и т. д.

Характерные черты в поведении ребёнка, указывающие на кризис:

  • Упрямство: малыш что-то требует и долгое время продолжает настаивать на своём, следуя первоначальному решению.
  • Сопротивление просьбам, указаниям, решениям взрослых; протест.
  • Стремление к самостоятельности.
  • Частые капризы и истерики.
  • Проявление деспотизма.

Как преодолеть кризис?

  1. Прежде всего, примите как данность то, что у ребёнка наступил кризис и вооружитесь знаниями о детской психологии и развитии в этот период.
  2. Заручитесь принципом: проявлять максимум терпения. При воспитании ребёнка после 2 лет его потребуется ещё больше.
  3. Воспринимайте сопротивление и отказы своего крохи как тренировку высказывать своё мнение. Так уж сложилось, что малыш сначала на родителях должен «отработать» разные приёмы и способы поведения и только потом перенести их в общество. Если ему не дать такой возможности, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы с адаптацией в социуме.
  4. Не пытайтесь «ломать» и жёстко пресекать протест и выражение ребёнком гнева. Это только усилит дистанцию между вами и подорвёт его доверие к вам. Старайтесь «мягко направлять» и спокойно отстаивать свою позицию.
  5. Вместо «нельзя» чаще говорите, как нужно действовать и вести себя.
  6. Не кричите и не применяйте физических наказаний. Если ребёнок ведёт себя агрессивно, дайте ему понять с помощью своей мимики и интонации, что вам неприятно и он делает что-то нехорошее.
  7. Позволяйте ему действовать самостоятельно там, где это возможно. Будьте рядом, направляйте, поддерживайте.

Задачи воспитания и обучения детей:

  • благоприятно преодолеть возрастной кризис;
  • соблюсти золотую середину между запретами и излишней свободой действий;
  • развивать творческие способности;
  • способствовать речевому развитию;
  • помогать активно усваивать нормы и правила поведения в обществе;
  • развивать эмоциональную сферу, позволять открыто проявлять свои чувства;
  • прививать отзывчивость к людям, дружелюбие;
  • поощрять инициативу и желание быть самостоятельным.

Как воспитывать ребёнка после 2 лет

  1. Главный пример для ребёнка – это вы. Он наблюдает за вашим поведением, копирует его, отражает ваше эмоциональное состояние, подчас находится в том же настроении, что и вы. Поэтому сначала нужно воспитать себя, и только потом – ребёнка.
  2. Хвалите малыша за его умения и правильное поведение.
  3. Относитесь серьёзно ко всем проблемам и страхам ребёнка, даже если вам кажется, что они «ну совсем пустяковые». Для вашего крохи всё, что его беспокоит, — это важно. Позволяйте ему высказываться, внимательно слушайте, будьте рядом и поддерживайте.
  4. Активно играйте с малышом, давайте разным персонажам характеристики. С помощью игры ребёнок лучше усваивает то, как нужно себя вести.
  5. Используйте сказки (в том числе придумывайте сами), чтобы эффективнее воздействовать на ребёнка: формировать правильные установки, нормы поведения, помогать справляться со страхами.
  6. Интересуйтесь предпочтениями малыша: «Какой твой любимый цвет?», «Во что тебе нравится играть?», «Каких животных ты любишь?»
  7. Позволяйте ребёнку выражать свои чувства, называйте их, чтобы помочь ему научиться их понимать. Например: «Ты сердишься» или «Девочка плачет, тебе её жалко, да?»
  8. Просматривая мультфильмы или читая книги, комментируйте поведение героев, обсуждайте вместе с малышом, кто из них поступил хорошо, а кто – плохо. Спрашивайте у крохи, что они чувствуют, кто из них ему нравится.
  9. Способствуйте знакомству ребёнка с другими детьми: регулярно бывайте на детских площадках, в гостях. Разговаривайте с малышом о дружбе и помощи другим. Обычно хорошо сказывается на развитии посещение специального детского центра, где ребёнок одновременно находится вместе с мамой и взаимодействует со сверстниками.
  10. Активно вовлекайте своё чадо в совместные дела, давайте простые задания, поощряйте его желание вам помочь.
  11. Проявляйте гибкость и за любым непослушанием и протестом старайтесь увидеть истинные причины такого поведения, чтобы мягко его скорректировать.
  12. Всегда с помощью ласки и слов давайте ребёнку понять, что любите его, как бы он себя ни вёл.

Каким бы трудным и ответственным ни казалось воспитание ребёнка в 2-3 года, процесс этот, вместе с тем интересный и способствующий развитию самих родителей. Любовь к своему крохе и умение выбрать правильный вариант поведения по отношению к нему создадут почву для превращения из бунтаря в вашего помощника и самостоятельную инициативную личность.

На чтение 7 мин.

Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


Истерики в два года – обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


Негативизм в два года

Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


Истерика – это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
https://youtu.be/hBqgIO0If-s

Похожие публикации