Принцип пикового сокращения мышц. Как сокращать силовые ведомства в кризис Сокращение силовых

О сокращении численности сотрудников УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, указание о котором поступило от директора ФСБ Александра Бортникова. По последним данным, российским силовым структурам в рамках формирования нового сокращенного бюджета предложено существенно снизить расходы или уволить до 10 процентов сотрудников. Минфин срезает финансирование не только ФСБ, но и МВД (СМИ сообщали об этом еще месяц назад), МЧС, СКР, ФСКН.

По данным СМИ , сокращения в ФСБ в первую очередь затронут вольнонаемных работников финансово-плановых и хозяйственных подразделений. Кроме того, до конца 2015 года в спецслужбе отказываются от приема новых сотрудников вместо уходящих на пенсию оперативников. Исключение делается в основном для выпускников профильных вузов. Как точно будет сокращать свои расходы МВД, пока неизвестно. Как сообщают в ведомстве, руководство МВД "решило создать резерв из незанятых ставок, которые можно будет срезать в первую очередь и отсутствие которых не отразится на охране порядка. Во вторую очередь под увольнение могут подпасть сотрудники, достигшие пенсионного возраста". Ранее СМИ сообщали о грядущих сокращениях зарплат силовиков. В частности, об этом на условиях анонимности рассказывал один из сотрудников ФСО (Федеральная служба охраны), ожидающий, что его зарплата снизится с 70 до 50 тысяч рублей в месяц.

Председатель Координационного совета профсоюза сотрудников полиции Москвы Михаил Пашкин надеется, что сокращения не коснутся рядовых сотрудников, которым, как показывает практика, бывает трудно найти новую работу:

– Когда сокращают, всегда плохо. Но если сделать это грамотно, будет нормально. Надо сокращать аппарат управления, а этого никто не хочет. Но, видимо, придется. В патрульно-постовой службе, например, убрали всех офицеров, хотя это были наиболее квалифицированные люди с высшим образованием.

– Трудно ли устроиться бывшему полицейскому на другую работу?

Работодатели не любят полицейских и всех правоохранителей, потому что они им много крови попортили

– Мужчины еще могут найти работу в охранных фирмах, в службах безопасности, но это если офицеры, оперативные работники. А так довольно-таки тяжело найти работу, особенно женщинам. Работодатели не любят не только полицейских, а вообще всех правоохранителей, потому что они им много крови попортили, и это воспринимается уже генетически.

Директор фонда "Общественный вердикт" (который борется в том числе и с полицейским произволом) пока не видит

ясной схемы, по которой будут сокращать силовиков:

Личный состав МВД раздут, много вопросов по эффективности работы

– Само по себе сокращение в Министерстве внутренних дел было бы неплохой мерой. Личный состав ведомства у нас раздут, по сравнению с другими странами, при этом вопросов по эффективности работы еще много. Но пока непонятно, кто эти 10 процентов, которые будут сокращать. И точно не хотелось бы, чтобы сокращение коснулось людей, которые работают "на земле". Им будет еще сложнее выполнять свои обязанности, и криминогенная ситуация может ухудшиться.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) полагает, что российские силовики останутся "на плаву" и в кризис:

– Конечно, все эти сокращения связаны со страшным дефицитом бюджета, который трещит по швам. Но я не думаю, что это приведет к каким-то негативным последствиям в силовых структурах. Во-первых, будут сокращать тех, кого можно, а во-вторых, там есть и вакантные места. Исхитрятся. "По живому" будут сокращать немного. Помните, как сокращали госорганы? Создали

"По живому" будут сокращать немного. Российская бюрократия на выдумки хитра

дополнительные негосударственные структуры. Российская бюрократия на выдумки хитра. Ну а объявили о сокращении потому, что вскоре придется объявлять о массовом сокращении учителей и врачей, а это гораздо опаснее.

Ранее из-за кризиса власти предлагали сократить сразу два силовых ведомства – Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу, а их функции передать в МВД. Глава ФСКН Виктор Иванов направил в администрацию президента письмо, в котором указал, что ликвидация службы приведет к негативным последствиям и ухудшению "оперативной обстановки" в стране в целом. Ведомство решили не расформировывать, лишь сократив количество сотрудников на 5 тысяч человек.

Сокращение силовых структур приведет к тому, что все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. Повышение раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик.

Меньше следователей, больше управленцев

Падение доходов государства делает сокращение сотрудников правоохранительных ведомств неизбежной мерой. Сами ведомства, естественно, выступают против, пугая налогоплательщиков последствиями в виде разгула преступности и снижения уровня защищенности. На самом деле ситуация может быть обратной, если провести сокращение продуманно.

Около 80% затрат в МВД — это расходы на зарплату и прочее содержание сотрудников, так что других путей уменьшения расходов, кроме сокращения людей, почти нет. В случае секвестра бюджета МВД будет сокращать сотрудников не только в центральном аппарате в Москве, о чем было объявлено на прошлой неделе, но и в регионах. Президентский указ от 12 сентября 2015 устанавливал штатную численность МВД в размере 1 003 232 человек, из которых 835 844 — сотрудники ОВД, в том числе полицейские. Таким образом, численность МВД была впервые снижена со времен преобразования милиции в полицию. Тогда, в 2009 году, после сокращения на 20% количество сотрудников МВД в целом составило 1 106 472 человека, а ОВД — 907 630.

Реформа 2009 года стала подарком для МВД. Закон «О полиции» расширил полномочия сотрудников, зарплаты и общий бюджет министерства выросли почти в два раза, а сокращениям подверглись непрестижные, часто вакантные должности «на земле» (участковые, дежурные части, оперативные службы). При этом управленческие структуры, отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭПы) и другие престижные службы остались нетронутыми. В результате перекос в сторону управленческой надстройки, и так разросшейся во времена высокой углеводородной ренты, усилился еще больше. По нашим оценкам, доля сотрудников МВД, непосредственно занятых правоохранительной деятельностью (охраной порядка на улицах, раскрытием преступлений или работой с населением), составляет не более 60-70%. Остальные занимаются управлением, анализом, контролем, надлежащим оформлением, бумагооборотом, планированием, координацией и т.п. Если в 2009 году соотношение управленцев и следователей в Следственном комитете было 50х50, к 2014 году, по данным сотрудников Академии СК, доля следователей уменьшилась до 41%.

Пределы контроля

Силовые структуры чуть ли не самые бюрократически зарегулированные в стране. Увеличение количества отчетных процедур когда-то было призвано решить проблему теневой активности и сделать работу первичных подразделений измеримой и подконтрольной для начальства. Кризис доверия к работникам бюджетной сферы — будь то участковый инспектор полиции, врач или учитель — породил феномен тотальной отчетности. Каждое выполненное или невыполненное действие теперь должно сопровождаться составлением соответствующих бумаг. Доля полезной работы, непосредственно связанной с профильной деятельностью — охраной порядка, работой с населением, раскрытием и расследованием преступлений, —​ стала занимать менее половины рабочего времени.

В функции центрального аппарата МВД в основном входит контроль за работой региональных управлений. Те, кто критикуют сокращение, опасаются, что у МВД просто не хватит рук, чтобы обрабатывать весь объем информации, который поступает из регионов. Но в XXI веке МВД и не должно использовать человеческие ресурсы, чтобы обрабатывать информацию о работе на местах. Практика ежедневного заполнения различных отчетов (о результатах работы, росте преступности, проведение мероприятий по усилению в очередном направлении работы) в каждом районе, которые далее сводятся на уровне региональных главков, а затем на уровне центрального аппарата — явный анахронизм. Решением может быть создание единой автоматизированной системы ввода информации, распределение уровней доступа и наличие автоматизированных алгоритмов анализа информации о работе полиции и других силовых ведомств по уровням управления. Сейчас же единственным эффективно налаженным механизмом обмена информацией остается создание бумаг, подтверждающих, что сотрудник полиции проделал работу, и отправка наверх отчетов и ответов на запросы.

Еще больше бумажной работы

Проблема в том, что, хотя МВД декларирует сокращение именно управленческого аппарата, система управления и контроля, ориентированная на бумажную работу и количественную отчетность, остается неизменной. Ситуация, когда, например, начальник отдела МВД по району отвечает за проступки участкового, хотя между ним и участковым минимум три других начальника и одно контролирующее подразделение, по-прежнему будет стимулировать три сочетаемых сценария поведения. Начальник будет добиваться показателей работы «не хуже других», требовать от подчиненных постоянного составления документов (к отсутствию документов придраться проще, чем к отсутствию результата) и скрывать любые проблемы до самого конца.

Сокращение контролирующих структур не приведет к улучшениям и даст обратный эффект, так как все бюрократические обязанности будут перекладываться на оставшихся сотрудников. И вместо инспектора в штабе справки о работе подразделения будет писать следователь. Мало того, требование повышения раскрываемости будет происходить за счет расширения незаконных практик получения признаний: это быстрее, а в условиях дефицита рабочего времени и необходимости результата — почти неизбежно. К тому же кризис существенно снижает шансы найти другую работу, а стабильность зарплаты полицейских даже выше, чем у остальных госслужащих. Значит, терпимость к незаконным практикам будет только повышаться.

Как сокращать?

Сокращать расходы в силовых ведомствах надо за счет повышения автономности низовых подразделений, информатизации процесса и увеличении доверии к сотрудникам «на земле». Но для этого необходима смена всей идеологии контроля: с централизованного (через этажи иерархии внутри ведомства) на горизонтальную — возможность общества, населения в муниципалитетах устанавливать приоритеты работы и реагировать на нарушения полицейских через эффективный общественный контроль и судебную защиту.

Можно выделить четыре направления, при которых сокращение МВД действительно стало бы эффективным, в том числе с точки зрения бюджетной экономии. Во-первых, это оптимизация уровней управления — например, передача задачи обеспечения общественного порядка на уровень субъектов федерации или городов и районов. Таким образом, сначала убирается лишняя функция, а затем люди. Во-вторых, дебюрократизация: радикальное снижение требований к составлению документов, подтверждающих процесс работы — освободившееся время можно использовать для повышения эффективности работа полиции. В-третьих, информатизация: когда для оценки работы подразделений и понимания криминогенных рисков в разных районах может использоваться исходная, необобщенная информация, анализируемая на федеральном уровне (это позволит сократить аналитические подразделения на местах). Пример такого анализа можно увидеть на карте наркопреступлений.

И наконец, замена части внутренних механизмов контроля внешними инструментами общественного контроля — действенной системой обжалования через судебную систему, получения информации о проблемах через СМИ. Да, все это потребует структурного преобразования МВД, но иначе страшилки о росте преступности и снижении безопасности оправдаются. Впрочем, без преобразований они оправдаются, даже если МВД сейчас не сокращать​.

Министерство финансов предложило всем силовым ведомствам в рамках формирования нового сокращенного бюджета существенно снизить расходы или уволить до 10 процентов личного состава, передает газета «Коммерсантъ» 12 февраля.

По словам Александра Хинштейна, заместителя председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, соответствующее предложение Минфин направил во все правоохранительные органы.

ФСБ предложили расстаться с 10% штатной численности или сократить расходы на содержание такого же количества сотрудников за счет других статей бюджета. В самом ведомстве слухи об «оптимизации» начались еще прошлой осенью. При этом некоторые сотрудники, не дожидаясь «чистки», предпочли сами перевестись на вакантные должности из столицы в «сложные» регионы, где наблюдается некомплект офицеров — например, на Северный Кавказ.

Практически во всех правоохранительных ведомствах сам оклад составляет лишь небольшую часть того, что сотрудник получает на руки в виде зарплаты.

В СКР крупных сокращений не планируется, а расходы решено уменьшить, например, за счет снижения объемов госзакупок. Источники в ведомстве, кстати, отмечают, что у них намечалось даже увеличение штата на 2500 человек из-за расширения статей УК, относящихся к следственному управлению.

МЧС, по данным источников «Коммерсанта», смогло договориться с правительством о сокращении численности на 10000 сотрудников, что составляет всего 3% за счет имеющегося «некомплекта» и увольнения достигших пенсионного возраста.

До сих пор не решена судьба ФСКН, которая, кстати, провела очередное сокращение сотрудников на 15% еще в начале 2015 года.

Это ведомство наряду с ФМС предлагалось вообще расформировать, передав функции в МВД.

11 февраля в службе ожидали объявления о ликвидации, но вместо этого сотрудникам центрального аппарата сообщили о том, что возможное реформирование откладывается на неопределенный срок. А окончательное решение, возможно, будет принято президентом после встречи с директором ФСКН Виктором Ивановым.

Миграционная служба, как проинформировал своих подчиненных ее руководитель Константин Ромодановский, уже отстояла свои позиции, тем более что в последнее время она перестала быть чисто правоохранительным органом. А поэтому просто сократит 10% сотрудников или бюджетных расходов.

Отметим, что ранее министр финансов Антон Силуанов социальные выплаты и зарплаты бюджетников в 2015 году.

По данным «НГ», в ряде российских министерств и ведомств всерьез обеспокоены новостями о сокращении штатов и финансирования на 10-30%. В регионах назревает паника в связи с планами экономии на госаппарате. Пока чиновники склонны винить в своих бедах США и западные санкции, но если реальные увольнения все-таки начнутся, считают эксперты, их лояльность Кремлю снизится, и нынешняя политическая и социальная стабильность может оказаться под ударом.

Среди госслужащих в регионах активно циркулируют слухи о сокращении аппарата уже не на 10–20%, а на все 30. Из-за кризиса приходится практически везде урезать бюджетные расходы примерно на такую же величину. Одной из мер экономии является увольнение сотрудников.

По данным «НГ», в некоторых российских госведомствах и региональных правительствах объявили о планах по сокращению до 30% чиновников, а также гарантированном снижении им премий, составляющих существенную часть жалованья. «Получается, что если раньше зарплата регионального чиновника среднего ранга составляла 100 тыс. руб. и выше, то теперь опустится в среднем до 65 тыс. руб., – пояснили источники «НГ» в правительстве одного из субъектов РФ. – В открытую недовольство начальству никто не выражает, но в кулуарах только об этом и говорят. Коллеги жалуются, что не смогут на эти деньги содержать семьи, и тихо обсуждают, кто будет первым в очереди на увольнение».

Стоит отметить, что информация о сокращении в силовых структурах уже находит подтверждение на официальном уровне. Во вторник глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов призвал «не наломать дров» в ходе реформы его ведомства. Источник «НГ» в ФСКН рассказал, что сотрудники говорят о расформировании как о свершившемся факте и готовятся либо перейти в МВД, либо уволиться. Вчера в распоряжение питерских СМИ попала директива главы ФСБ РФ Александра Бортникова, разославшего во все региональные управления, в том числе по Питеру и Ленобласти, указание о сокращении штатов его службы. Сокращение сотрудников в той или иной мере затронет все правоохранительные органы Северной столицы, включая полицию, подтвердил вчера заместитель прокурора Санкт-Петербурга Игорь Резонов.

Волна опасений по поводу трудной жизни дошла и до госслужащих в Сибири. В Ямало-Ненецком автономном округе поводом для этого стало распоряжение о сокращении расходов на функционирование органов власти на 20%. А на прошлой неделе, по данным местных интернет-изданий, в окружной администрации и близких к ней структурах обсуждали инициативу, согласно которой численность сотрудников региональных и муниципальных властей якобы будет сокращена как минимум на 15%.

В управлении внутренней политики одного из сибирских регионов «НГ» подтвердили факт урезания зарплаты. «Урезают также затраты на содержание и бюджет на текущую деятельность примерно на 15%, – сказал источник. – Специалистов, как таковых, пока не увольняют».

Причем винят чиновники за предстоящие сокращения в основном санкции и президента США Барака Обаму. То есть параллели между воссоединением России с Крымом и ухудшением своего существования они пока не проводят, утверждают источники «НГ».

По словам главы Политической экспертной группы Константина Калачева, если чиновникам не удастся нормально трудоустроиться, а в коммерческих структурах им скорее всего скажут «до свидания», то экс-госслужащие станут бомбой замедленного действия с точки зрения электорального поведения. «Станут ли они участниками оппозиционных маршей? Сомневаюсь. А вот на выборах могут повести себя непредсказуемо для власти», – считает эксперт.

По мнению замдиректора Левада-Центра Алексея Гражданкина, в оппозицию чиновники могут пойти только в том случае, если власть даст слабину: «При всем недовольстве ситуацией кусать кормящую руку эти люди не будут. Они будут ждать, что им за долгую и верную службу компенсируют их проблемы в том или ином виде: либо помогут в трудоустройстве, либо через какое-то время вернут во властные структуры».

Интерес к ситуации усиливает тот факт, что на лояльности аппаратов и силовых структур построена вся нынешняя вертикаль власти. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин провел параллель с концом 80-х: в 1987 году люди надеялись на нормализацию обстановки в стране, а в 1989-м начались массовые митинги. «Процессы могут сейчас носить сходный характер, все будет зависеть от того, сможет ли государство стабилизировать ситуацию, – уверен эксперт. – Увольнять сейчас будут пенсионеров, постараются сократить вакансии, а уволенный чиновник попытается куда-то устроиться. Если же ситуацию не удастся стабилизировать, для власти могут наступить неприятные времена с точки зрения реакции чиновников и бюджетников».

Последние новости подтверждают, что власти намерены завершить сокращение сотрудников МВД до 2018 года, которые связаны с масштабной реформой силового ведомства. Чиновники подчеркивают, что запланированные преобразования не отразятся на эффективности работы МВД. Однако эксперты отмечают негативные тенденции, которые в скором будущем могут стать настоящими проблемами правоохранительных органов.

Масштабная реформа МВД приведет к существенному сокращению количества штатных сотрудников силового ведомства. Согласно озвученным планам:

  • численность сотрудников центрального аппарата будет уменьшена на 10%;
  • суммарный кадровый состав ведомства будет уменьшен на 15%.

Эксперты отмечают экономические причины столь масштабных преобразований силовой структуры.

Еще в 2014 году штатная численность силовиков превышала 1 млн сотрудников, после реформы количество представителей МВД уменьшится более чем на 150 000.

Начало экономического кризиса вынудило власти перейти к сокращению государственных затрат. В том числе правительство вынуждено было существенно урезать финансирование МВД. При этом чиновники подчеркивают, что подобные меры не отразятся на продуктивности работы силовой структуры.

Сокращение сотрудников центрального аппарата МВД России до 2018 года будет в первую очередь за счет устранения дублирующих должностей. В результате ведомство не только не утратить свой управленческий потенциал, но и устранит излишнюю бюрократию.

Масштабное сокращение сотрудников вневедомственной охраны будет произведено с учетом существующей криминогенной ситуации. Кроме того, власти учитывают региональные особенности, что будет влиять на итоговое решение.

Помимо данных преобразований, масштабная реформа структур МВД включает другие элементы.

Создание Росгвардии и упразднение ГИБДД и других служб

В прошлом году была создана новая силовая структура – Росгвардия, которая позволит существенно повысить эффективность борьбы с терроризмом. Кроме того, данная структура позволит усилить контроль над оборотом оружия и ужесточить борьбу с организованной преступностью. В состав Росгвардии вошли некоторые подразделения МВД, что в том числе привело к сокращению численности сотрудников ведомства.

Еще одна причина создания Национальной гвардии – оптимизация бюджетных расходов. Объединение различных служб силовых ведомств позволило существенно сэкономить затраты государственной казны, что является одной из наиболее приоритетных задач правительства.

Кроме того, Владимир Путин принял решение упразднить ФСКН и перераспределить задачи данной службы между другими структурами МВД. Также часть задач, связанная с реабилитацией наркозависимых, была передана представителям Минздрава. В результате подобных преобразований более половины (16000 сотрудников) ФСКН были уволены.

Сокращение численности представителей МВД, которое завершится в 2018 году, связано с реорганизаций Федеральной Миграционной Службы. В результате данных мер чиновники уволили около 30% сотрудников ФМС.

В следующем году вступает в действие очередное преобразование, которое непосредственно отразится на численности штата силовых структур. Власти намерены объединить ГИБДД и подразделения ППС, что поможет существенно повысить эффективность новой структуры. С экономической точки зрения эффект очевиден – будет сокращено количество руководящих должностей, функции которых дублируются. Кроме того, чиновники намерены запустить механизм переаттестации, который поможет уволить наименее квалифицированные кадры. Часть функций, связанных с приемом экзаменов на получение водительских прав, будет передана сторонним организациям.

Еще одна цель, которую преследуют чиновники – борьба с коррупцией, которая превратилась в настоящую проблему для силовых структур. Переаттестации поможет отсеять кандидатов с сомнительной репутацией, что положительно отразится на работе всей системы. Также данное слияние существенно повысит мобильность нового подразделения.

Несмотря на благие намерения чиновников, эксперты отмечают риски, которые могут повлиять на успешность правительственной реформы.

Сокращение численности вооруженных сил

Согласно приказу, подписанному президентом Владимиром Путиным еще в ноябре 2017 года, численность военнослужащих с января 2018 года составит 1 902 758 сотрудников, из которых 1 013 628 – военнослужащие и почти 889 130 человек дополнительного персонала.

Сравнивая числа с мартовским указом президента 2017 года, установившим численность армии в размере 1 903 051 сотрудника (из которых 1 013 628 военных соответственно) очевидно, что предстоящее сокращение в размере 293 человек коснется дополнительного персонала, к которым относятся:

  • повара;
  • водители;
  • медицинские работники;
  • психологи и др.

Стоит отметить, что по данным статистики, российская армия на начало 2017 года вошла в тройку самых сильных армий мира и занята почетное ІІ (а по некоторым позициям и І) место после США.

«Подводные камни» реформы

Реформа силовых структур на основе экономических факторов может иметь негативные последствия, отмечают эксперты. В первую очередь может ухудшиться ситуация в регионах, где криминогенная обстановка остается относительно неблагоприятной. Кроме того, местные власти будут вынуждены использовать услуги частных охранных фирм, что чревато дополнительными затратами.

При этом сокращение руководящих должностей практически не отразится на деятельности силовых структур. Оптимизация оргструктуры окажет положительный эффект на работу МВД.

Сокращение сотрудников МВД в рамках реформы силового ведомства будет завершено в 2018 году. Власти намерены упразднить дублирующие руководящие должности и реорганизовать работу некоторых служб. При этом чиновники рассчитывают значительно сэкономить бюджетные средства, что не отразится на работе силовиков.

Похожие публикации