Мать "кукушка". Причины и следствия. Почему матери становятся кукушками? Как там у нас с головой

Частенько современные бизнес-вумен живут по принципу «Сделал дело - гуляй смело». После рождения малыша мамаша активно окунается в свою жизнь, ходит по «тусовкам», живет в свое удовольствие. Малыш же в это время «перекинут» на воспитание к бабушкам, дедушкам и няням. Почему новоиспеченные мамы так поступают? Попробуем разобраться.

Жизнь в современном обществе - обществе контрастов, спешки и полнейшей активизации - зачастую толкает женщин на необдуманные поступки. Ни для кого не секрет, что традиционное понятие «семья», которое было фундаментом существования человека уже давно заменено на престиж, свободу и финансовое благополучие. Современные женщины учатся обходиться без мужчин не только в бытовых вопросах, но и в вопросах семейных. Но всем нам хочется иметь свою «кровинушку» - маленького человечка, который будет частью нас в этом одиноком мире. Посему современные мамаши лихо идут на рождение ребенка самостоятельно. Однако для женщины, которая на протяжении длительного периода времени привыкла заботиться о себе одной, и научилась выживать - малыш зачастую становится, как не прискорбно заявлять, маленькой, но «обузой». Маниакальное стремление к успеху, популярности и светской жизни не оставляет женщине выбора... К сожалению…

Многие живут по принципу: ребенка я родила, обеспечиваю его всем, поскольку хорошо зарабатываю, а воспитать его может бабушка, которая не менее сильно его любит. Либо профессиональная няня - а опыта уж у нее хватит. Женщина должна быть психологически подготовлена к рождению ребенка и осознавать, что малыш - это вовсе не элемент гардероба. Не исключено, что первые месяцы жизни мама проводит с ребенком: заботится о малыше, кормит грудью, проводит бессонные ночи возле кроватки. А потом мамы просто оставляют детей… Эта проблема касается всех слоев населения, мам с разным достатком. Нередко мамы-кукушки оставляют детей на попечение бабушек, дедушки и даже пап с целью поиска лучшей жизни. Часто женщины выезжают на заработки за границу, находят новых мужей и рожают новых деток. А как же быть малышам, которые остались одни? Разве это по-матерински?

Частенько мамы-одиночки, которые своими силами и финансами растят ребенка, находят новую любовь. Никому из нас не чужды человеческие чувства, но можно ли променять любовь ребенка на любовь мужчины?

Мы провели небольшой опрос среди будущих современных мам, как они относятся к таким женщинам и готовы ли они пожертвовать ребенком ради мужчины?

«У меня один ответ - ребенка не бросила бы никогда и не оставила, потому что для детей их мама/папа - это единственные люди которым они доверяют и нахождение которых рядом с ними так же естественно как воздух и вода. Потому что если ты бросаешь ребенка, то для него ВСЕГДА это будет иметь психологические последствия в будущем», - рассказала нам Анна (26 лет).

«Я никогда бы не бросила своего ребенка, тем более ради мужчины. Уверена, мать, которая бросает своих детей - жалкое подобие женщины. Для меня любовь к мужчине никогда не превзойдет материнского чувства», - считает Наталия (25 лет).

Мы также обратились за профессиональным мнением психолога и арт-терапевта Анны Рымаренко, которая рассказала нам следующее:

«С биологической точки зрения, материнский инстинкт включается постепенно, еще в ходе беременности (а зачастую - и раньше него, побуждая женщину хотеть ребенка). Инстинкт - это запрограммированное природой желание заботиться о малыше, получая от этого удовольствие . ТО есть это не навязанное социумом поведение: «Я мать, я должна!» - а именно желание и удовольствие. Этот инстинкт связан с физиологической перестройкой гормональных, и как следствие - нервных процессов в процессе беременности, родов и кормления грудью. Он побуждает маму не расставаться с новорожденным надолго, помогает радоваться взаимодействию с малышом, вызывает сильную тревогу при разлуке с ним. Если не рассматривать вынужденную ситуацию - когда, к примеру, кроме работающей мамы, семью просто некому кормить, то основная причина «кукушкиного» поведения - как раз «невключение» материнского инстинкта.

Что может помешать настройке этого тонкого механизма?

1. Нежеланная беременность, конфликты с будущим отцом, неуверенность в завтрашнем дне - все, что мешает женщине погрузиться в ожидание ребенка, расслабиться, доверившись происходящему.

2. Привычка все контролировать, «все сама» - часто наблюдается у бизнес-леди, которые не могут или не желают изменить свой образ жизни в связи с беременностью. В результате не происходит плавной адаптации к новой роли, и роды становятся очень сильным стрессом.

3. Осложненные роды с большим количеством медицинских вмешательств - могут нарушать естественные гормональные процессы «включения» материнского поведения (например, после кесарева сечения малыша не прикладывают сразу к груди, что может затормозить выработку пролактина - гормона материнской заботы).

4. Собственный детский опыт мамы - например, она сама была ребенком мамы-кукушки или росла в неблагополучной (или с виду благополучной, но душевно холодной семье). В такой ситуации может сформироваться сценарий: «Ребенок - это обуза, обязанность, от которой нужно как можно быстрее отвлечься». И в этом сценарии нет места для радости от рождения и воспитания ребенка, любования малышом и собой в роли мамы. Очень распространенная причина в нашей культуре!

5. Личностная незрелость мамы - в силу возраста, воспитания или социальных условий жизни может быть не сформировано чувство ответственности за собственную жизни и жизнь ребенка, его благополучие, нежелание пожертвовать ситуативным комфортом ради душевного здоровья малыша. Часто это довольно инфантильные женщины, которых окружение поддерживает в этой роли и не дает внутренне «расти». Например, мужу нравится видеть рядом с собой хорошенькую куколку-жену (а не зрелую и мудрую маму его детей); бабушки боятся собственной старости и внушают молодой маме: «Ты гуляй, пока молодая, я присмотрю за ребенком, это же так трудно, ты не справишься!» - тем самым поддерживая свое чувство нужности и важности.

В любом случае, за подобным поведением чаще всего стоят определенные страхи - выпасть из жизни, стать не интересной мужчинам, потерять привычный достаток и т.д. Если вы узнаете себя в описании «мамы-кукушки» - не вините себя. Если вы приняли такое решение - значит, на то у вас были причины, заслуживающие уважения. Но, возможно, вам стоит все-таки пересмотреть свою жизнь, чтобы не потерять главного - любви и контакта с ребенком. Поверьте, для него раннее расставание с мамой - травма, не сравнимая ни с чем. И чтобы восстановить контакт с малышом и собственным материнским чувством, не стесняйтесь обратиться к специалисту, не бойтесь осуждения».

«Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок - радость общения, дружбу - мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны. Однако, в конце концов, мы получаем по заслугам. Приходит время, когда нам больше всего на свете нужно общество детей, их внимание, и нам достаются те жалкие крохи, которые прежде приходились на их долю», - говорил известный писатель Марк Твен.

Любите своих детей и никогда не бросайте!

Кукушка - птица, которая подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Часто так называют в просторечии женщин, которые оставили своих детей на попечение родственников, друзей или просто бросили. Большинство считает, что поступают так только выходцы из социально-неблагополучных, маргинальных слоев, которые сами не росли в нормальных услоавиях, а потому не видят ценности в собственных детях. Но меж тем и среди вполне благополучных семей, далеких от маргиналов, есть свои кукушки. Хотя внешне все приличия, вроде бы, соблюдены.

Жанна - выпускница эстрадно-джазового факультета. Петь хотела всегда, уже на втором курсе появилась своя группа, гастроли, поездки, ночные клубы. Влюблялась. На четвертом курсе объектом ее страсти стал гитарист группы. По словам Жанны, он такой сильной любви к ней не питал. Однако, Жанне хотелось, чтобы все было так, как она себе это видела - свадьба, долгая жизнь, совместное творчество. Со свадьбой получилось. А дальше - то, что казалось естественным: ребенок. Отец себя не показал отцом - часто уходил по ночам, объясняя этой работой (отчасти, может быть, так и было), Жанна рвалась за ним, ребенка оставляла на мать. На шестом году жизни маленькой Нади брак их дал трещину. «Ну конечно! - сказала мать Жанны, - с чего ему быть хорошим мужем? Ни нормального дома, да и что такое одна дочка? Ты бы ему мальчика родила...» И Жанна родила. Её муж, Иван, поначалу стал больше проявлять интереса к детям. Но проблемы супругов никуда не исчезли. Наоборот, они все усугублялись, как и пропасть между ними. Не выдержали оба - каждый стал изменять, появились фактически другие семьи. Однако ни одной из новых семей маленькие дети не были нужны. Родителей им заменили бабка с дедом. А Жанна приезжает по выходным, да и то - когда не поёт.

Большинство тех, кто сталкивается с таким поведением женщины, как правило, осуждает ее. Но у каждого явления есть свои причины - только ли это бессердечие и бесхарактерность матери детей? Попробуем проанализировать.

В истории есть два мотива, характерных для подобных историй. Первый «тревожный сигнал» - замужество, чьим инициатором выступает женщина.

Она сконцентрирована на завоевании мужчины, она стремится привязать его к себе всеми способами. И все ее поведение проникнуто одним стремлением - доказать ему, что она ему нужна. В итоге дети из желанного матерью объекта превращаются в средство. Что интересно, в семьях, где родители рано разводятся и ребенок остается с матерью, таких сценариев почти не возникает.

Сценарий кукушки включается тогда, когда муж остается рядом, но остается таким же не привязанным душой и телом к семье. Он - как бы постоянная вершина, которую надо завоевывать, постоянно закрытая дверь, к которой надо подбирать ключи.

Таким способом он держит фокус внимания на своей персоне - иначе для чего бы он позволил себя «окольцевать»? Часто, недостаточно зрелые внутренне, мужчины такого типа предпочитают, когда их выбирают. Ведь с одной стороны, они львиную долю ответственности могут потом переложить на женщину (это же была ее инициатива!), с другой - они могут с помощью своей недостаточной открытости и внутренней «недоступности» удовлетворять нарциссическое стремление постоянно быть центром внимания другого человека. Оттягивая на себя массу сил женщины, они тем самым подготавливают почву для ее небрежного отношения к детям.

Женщина, в достаточной степени уверенная в том, что муж выбрал ее осознанно, после рождения ребенка погружается в материнские переживания, которые закладывают основу ее будущей привязанности к ребенку. И даже если недостаток внимания относительно супруга вызывает конфликты в семье, в целом, они преодолимы.

Здесь же ситуация иная: «вечно недоступный» муж фактически не дает матери сконцентрироваться на ребенке, постоянно провоцируя ее на ревность, переживания, то есть оттягивая всячески на себя эмоции женщины. Она же, в свою очередь, чувствует, что муж - ее слабое звено, что он так и не убежден в ее нужности, меж тем ребенка можно отложить «на потом» - ведь в своей необходимости ребенку мать может не сомневаться!

А меж тем связь между ними становится все более условной. Особенно когда место матери занимает бабушка - и это второй важный фактор сценария кукушки.

Елена, 35 лет, растет дочка 11 лет. Дочь живет с бабушкой и дедом, в той же квартире еще живет младшая сестра Елены со своей семьей. Вспоминается рассказ Елены: «мама всегда знала, как лучше, что и как следует делать. Когда мы поженились с первым мужем, и родилась дочь, мать постоянно вмешивалась со своими советами, критиковала, а когда я отказывалась вести себя так, как ей казалось правильным, она устраивала сцены. В особенности это касалось воспитания дочери. Мать постоянно считала, что я «не понимаю», «не смогу», «не справлюсь». И в итоге я просто устала с ней воевать. Может быть я и слабохарактерная, однако, мне проще выслушивать упреки раз в неделю, когда я приезжаю повидаться с дочерью, чем каждый день. К тому же, в доме есть еще 1 ребенок - ей есть с кем играть, а я зарабатываю без помех на ее содержание». Елена развелась с первым мужем и через какое-то время вышла замуж. Живет со вторым мужем, дочь из родительского дома забирать пока не планирует.

Сильная, властная мать, даже если она не упрекает, а просто постоянно беспокоится о дочери и постоянно норовит подставить плечо - тоже фактор риска. Это ведь целое умение - помочь своему ребенку стать взрослым, а для того чтобы это случилось, нужно суметь отпустить его делать свои ошибки, нести ответственность и справляться с неудачами. Те мамы, которые плохо понимают это, как правило, развивают у дочерей ощущение, что всегда за спиной кто-то есть, всегда есть, на кого переложить ответственность. А потому можно не взрослеть.

Чтобы материнский инстинкт включился у дочери, его надо освободить от давления инстинкта матери.

Часто приходилось наблюдать ситуации, когда женщины в присутствии таких вот давлеющих матерей хоть и не бросали своих детей, но при этом не могли наладить с ними отношения, то есть не имели авторитета в глазах детей, не могли ничего детям объяснить, часто не удостаивались уважения детей.

Ребенок чувствует, что его собственная мама воспринимается кем-то более сильным примерно на одном уровне с ним, ребенком. И потому отношения мать-ребенок не выстраиваются. Уходя из ситуации, женщина подсознательно стремится решить две проблемы: она отключает внимание матери от себя, переключая его на своего ребенка, и избавляется от миссии, к которой изначально была не готова в силу своей слишком тесной связи с матерью. Таким образом, она как бы дает себе второй шанс повзрослеть, хотя это происходит, увы, за счет исковерканного детства ребенка.

И потому прежде чем принимать решение о детях, не лишне еще раз подумать - кем будет этот ребенок, цель он или средство, и насколько взрослыми и самостоятельными являемся мы, его родители?

Во время Второй мировой войны нацисты провели на детях такой эксперимент. Сначала они отобрали совершенно здоровых физически и психически мужчин и женщин. При этом проследили, чтобы у них не было наследственных заболеваний.

Двадцать рожденных у этих родителей детей отобрали у матерей сразу же после их появления на свет и начали воспитывать в специальном детском доме. Нацисты стремились создать сверхлюдей «чистой» расы.

Из сообщений воспитателей, принимавших участие «в выращивании людей новой расы», выяснилось, что все 20 детей сильно отставали в развитии. Эти дети не играли, были грустными и подавленными, не проявляли интереса к окружающему миру, сосали пальцы, поздно научились говорить, навыки опрятности приобретали только после пяти лет. Некоторые дети оценивались как «идиоты».

Что же произошло? Почему дети, которые родились генетически здоровыми, хорошо питались и жили в прекрасных условиях, не стали веселыми, озорными карапузами? Какие причины отставания их психического развития?

Ответ оказался простым. Без материнского тепла, без человеческого общения не может сформироваться полноценная личность. Сон, еда и уход - это еще не все, что нужно ребенку для того, чтобы стать человеком. Малышу нужно ощущать искреннюю заботу и участие, слышать звуки голоса, обращенного к нему, видеть улыбку взрослого, смотреть ему в глаза, разговаривать с ним, петь ему, гладить его.

Такая же картина - задержка развития у детей - возникла в домах ребенка в США и странах Европы. Малыш переставал улыбаться, часто плакал, терял аппетит, взгляд его был устремлен в одну точку, движения становились все замедленнее, жизнь в нем постепенно гасла. В чем дело? Стали лучше кормить - не помогло. Подумали - инфекция. Детей изолировали друг от друга. Но что случилось дальше? Количество заболеваний резко увеличилось. Только после этого заметили, что симптомы болезни напоминают тоску и печаль, страдание, которое испытывает человек, потерявший близкого. Это заболевание назвали госпитализм.

Совсем маленький ребенок не биологическая игрушка, а человек, страдающий без общения, без ласки и заботы своей мамы.

Болезнь научилась лечить одна из нянь детского дома. Она быстро вылечивала самых безнадежных малышей. Делала она это очень просто - привязывала ребенка к себе и ни на минуту не расставалась с ним. Работает или спит - малыш постоянно рядом. Больной ребенок постепенно оживал как засохший бутон...

Оказалось, что самый опасный и уязвимый для заболевания возраст - 6-12 месяцев. Общение с мамой в этот период приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. В этот период ни в коем случае нельзя лишать ребенка общения с матерью. А уж если мама очень занята, ее должен заменить близкий человек, который постоянно будет общаться с ребенком. Лишенный теплого человеческого общения малыш впадает в тоску, а его личность травмируется. И не только личность. Замедляется его психическое развитие.

Хуже всего то, что ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, нельзя вылечить до конца. Рана, которую получает личность, заживает, но шрам остается на всю жизнь.

В Америке провели наблюдения за 38 взрослыми людьми, которые в детстве болели госпитализмом. Только семь из них смогли хорошо приспособиться к жизни, стать обычными, нормальными людьми. Остальные обладали различными психическими дефектами.

Связь между мамой и ребенком - наиболее сильная человеческая связь. Чем сложнее живой организм, тем дольше он зависит от матери. Малыш не может развиваться без такой связи с мамой, слишком раннее ее прерывание может стать угрозой для жизни ребенка. Чтобы жить, человеческому ребенку недостаточно просто есть, пить, спать, находиться в тепле, ему необходима связь с мамой.


Как же ведет себя мама-кукушка?

Что общего в поведении мамы и птицы? Кукушка подкладывает свои яйца с еще невылупившимися птенцами в чужие гнезда. Мама-кукушка тоже перекладывает заботы о собственном ребенке на кого-то другого - на бабушку или няню.

Причин такого поведения может быть несколько:

  • необходимость много работать, чтобы не лишиться привычного заработка;
  • необходимость учиться, чтобы получить образование;
  • незапланированное появление малыша;
  • карьера и честолюбивые профессиональные планы на будущее;
  • рождение ребенка - уступка желанию мужа иметь детей;
  • ребенок - лишь средство удержания партнера в браке или способ заставить мужчину заключить брак;
  • мнение, что маму прекрасно может заменить любая женщина;
  • нежелание заниматься пеленками и ползунками;
  • эгоизм;
  • мнение, что для роста ребенку необходимы лишь пища и уход;
  • незнание элементарных законов развития ребенка.

Вы можете возразить: нет ничего особенного в том, что мама занята, а заботу о младенце взял на себя кто-то другой. Может быть, несправедливо считать работающую после родов женщину кукушкой, бросающей своего птенчика? Безусловно, каждая семья без подсказок решает, как растить ребенка, кто займется воспитанием новорожденного. Но если вопрос о том, кто будет зарабатывать, а кто воспитывать ребенка, будет решен до появления малыша на свет - выиграет вся семья.

Ведь и для малыша, и для его мамы будет лучше, если они будут рядом, если мама сделает паузу в своих делах и заполнит ее только заботой о появившемся на свет малыше.

Мама, которая никуда не спешит, склоняется над спокойно спящей крошкой, и малыш, который ощущает мамино дыхание и ласковую улыбку. Идеальная картина, не правда ли?

Возникает еще один вопрос: есть ли основания переживать о полноценном психическом развитии только что родившегося младенца или 2-4-месячного малыша? Ведь ребенок пока еще ничего не смыслит, лишь через 7-8 месяцев он начнет понимать и произносить первые слова. Может быть, первое время мама займется своими делами, а потом воспитанием подрастающего ребенка?

Долгое время и родители, и воспитатели считали, что новорожденный «ничего не смыслит», пока ученые не обратили внимания на такое явление, как госпитализм.

Ученые пришли к выводу, что воспитанием надо заниматься с первых дней жизни ребенка. Улыбка, ласковые слова, прикосновения к тельцу малыша - из этого складывается неуловимая и такая важная форма воспитания, которую назвали непосредственно-эмоциональным общением с ребенком.

Оказалось, что для полноценного психического развития с первых дней жизни ребенку необходимо общение, общение приносит малышу ощущение эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом мире.

Как не превратиться в маму-кукушку?

Что нужно сделать заранее:

  1. Чтобы ребенок не стал препятствием на вашем жизненном пути, не вызывал раздражение и досаду, родите его в подходящее для вас время. Организуйте свою жизнь так, чтобы вас не отвлекали сомнения «родить или нет», экзамены, карьера, профессиональные задачи.
  2. Настройтесь на роды, на появление в вашей жизни нового человека, о котором нужно заботиться, тратя почти все свое время. Избегайте любых стрессов, не ввязывайтесь в ссоры и конфликты на работе, со знакомыми и близкими.
  3. Примите ребенка как дар судьбы: именно с такой внешностью и такого пола. Отложите на время все свои дела, с радостью и удовольствием посвятите свою жизнь уходу за ребенком в первые годы его жизни. Помните, что в первые дни, месяцы, годы жизни наиболее активно развиваются эмоции, способность к общению, к человеческим контактам, особенно с мамой.
  4. Не спешите отдавать малыша в ясли, помните о том, как необходимы ему мамино тепло и любовь. Не передавайте ребенка на попечение кому-либо, не оставляйте его одного.
  5. Когда ребенок займет большую часть вашего времени, не забывайте о муже, помните, что ему тоже нелегко. Как можно раньше вовлекайте папу в процесс ухода за малышом, с радостью, без ревности наблюдайте за общением отца с ребенком.
  6. Проанализируйте ваши отношения с родителями в детстве. Если вы считаете, что они допускали ошибки, не переносите их автоматически на отношения со своим ребенком.
  7. Вы должны время от времени пересматривать свою воспитательную тактику, чтобы заметить в ней ошибки и, если необходимо, исправить их.
  8. Воспитывая малыша, учитывайте особенности его темперамента, характера, личности. Не старайтесь искусственно ускорить развитие ребенка, не торопитесь в таком важном деле, всему свой срок.
  9. Как можно чаще общайтесь, играйте с ребенком и его друзьями, сочувствуйте переживаниям малыша и одновременно старайтесь обходиться без чрезмерной опеки и беспокойства.
  10. Научитесь замечать изменения в поведении ребенка:
  • плохое настроение;
  • плаксивость;
  • психологический дискомфорт и нервность;
  • появление тревожности и страхов;
  • чрезмерная обидчивость;
  • капризность;
  • утомляемость;
  • расстройство сна или аппетита.

Разбирайтесь в причинах изменения поведения ребенка вместе с супругом, но без криков, оскорблений и упреков.

Похожие публикации