Идет праздник 8 марта. Международный женский день - история и традиции праздника. Легенда об иудейской царице

Как сообщает сайт , современное празднование Международного женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от её статуса и возраста. Но изначально, воспеваемые цели были иные.

История возникновения Международного женского дня

В 1910 году в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин, на которой лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила отмечать Женский день ежегодно в каждой стране в один и тот же день – 8 марта.

Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права. Интересно, что идея проведения Международного женского дня – 8 марта впервые возникла именно в начале 20 века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий.

Хотя, существует мнение, что первый в истории «марш пустых кастрюль» текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года, стал одной из предпосылок празднования Международного женского дня.

Официальный же статус «Международного женского дня» этот праздник приобрёл в 1975 году по решению ООН.

Китай

Китайское 8 марта происходит очень незаметно и тихо. Никаких традиционных роз и тюльпанов в этот день.

8 марта на улицах Китая можно встретить лишь суетливого иностранца в поисках букетика для поздравления своей женщины.

Италия

Здесь 8 марта - женский день. Однако прекрасная половина человечества празднует его без мужчин, в своих собственных компаниях в ресторане или кафе.

Этот день отличный повод отдохнуть от повседневной суеты. Кстати, в Риме - столице Италии, женщины в этот день могут посмотреть мужской стриптиз совершено бесплатно. В Италии 8 марта не является выходным днем, поэтому отметить его получится только после работы.

Франция

Этот праздник здесь широко не отмечают. Средства массовой информации упоминают о том, что такой праздник есть, но чествуют его в основном коммунисты и сторонники левых.

Французские женщины будут чувствовать себя королевами чуть позже, а именно в мае, в День Матери. Но и тут не все так просто. Дело в том, что данный праздник не имеет никакого отношения к молодым девушкам. Их принято поздравлять в День Святого Валентина.

Болгария

На территории Болгарии празднование 8 марта ещё не стало национальной традицией. Это обычный рабочий день. Поэтому у мужчин всегда есть повод поздравить как свою супругу, так и женщин-коллег с работы.

Часто на работе после обеда проводятся застолья, либо служащие всей группой идут в кафе или ресторан, очень похоже на наш корпоратив. За последнее время у отдельных болгарских женщин немного охладело отношение к празднованию 8 марта. Другие стали относиться к нему как к атрибуту социалистической эпохи.

Германия

В Германии 8 марта не является выходным днем. Этот праздник здесь связан исключительно с социалистическим прошлым.

Раньше, когда в Восточной Германии немцы поздравляли своих женщин, в Западной ни о каком празднике даже не слышали. После воссоединения страны, 8 марта как-то под забылось и широко уже не празднуется. Хотя СМИ Германии и рассказывают о празднике женщин, но как таковой народной любви этот праздник так и не получил. Женщин здесь поздравляют в мае, в День матери.

Белоруссия

В Белоруссии (как говорят местные жители) праздник 8 марта начинается вечером седьмого и, судя по вечерним городским улицам накануне праздника, отмечают его преимущественно мужчины. Но в любом случае, все женщины Белоруссии ждут цветов и, конечно же, поздравлений с 8 марта.

В Беларуси этот замечательный день является ещё и официальным выходным днем, что всех радует особенно. Поздравить с 8 марта на белорусском языке можно так: Віншую з жаночым днём!

Казахстан

К Международному женскому дню все мужчины Казахстана готовятся основательно, планируя или тайком узнавая какой подарок на 8 марта подарить матери, дочери, тете, бабушке, любимой девушке или жене. Этот день является выходным днем. В Казахстане в большинстве случаев Международный женский день ассоциируется с праздником матерей, потому что подарок маме будет в первую очередь.

Во всех организациях независимо от форм собственности милых дам с 8 марта поздравляют коллеги, организовываются и проводятся корпоративные вечеринки, на государственном уровне чествуют в большинстве случаев «деловых женщин», делают праздничные мероприятия для многодетных женщин, в честь Международного дня женщин оказывается адресная благотворительная помощь всем женщинам-инвалидам и многое другое. На казахском языке поздравление с 8 марта (с переводом) звучит так: Äyelder künine quttıqtaymız!

Туркмения

Знаменательным праздником в этом году станет 8 марта для жительниц Туркмении – их ждет комплимент от государства. В 2017 году, согласно распоряжению Гурбангулы Бердымухамедова, на 8 марта женщинам Туркмении подарят по $11. Подарок получат все женщины, работающие на предприятиях, в учреждениях и организациях Туркмении, независимо от формы собственности.

Кроме того, президентские подарки к 8 марта получат женщины Туркмении, получающие пенсию и государственные пособия, обучающиеся в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, слушательницы академии госслужбы, студентки, школьницы и воспитанницы детских садов.

Польша

Гвоздики девочкам, девушкам и женщинам на 8 марта в Польше теперь дарят редко. В моде другие цветы и другие способы отдохнуть – на митинги тоже давно никто не ходит. Но Международный женский день остаётся поводом для встреч и оказания внимания дамам всех возрастов.

Но все-таки выходного дня у Польши нет. Они все дружно идут в школу, на работу или по своим делам и только вечером за праздничным ужином могут поздравить с 8 марта любимых женщин на польском языке.

Вьетнам

Наверное, больше всего меня поразила серьезность празднования 8 Марта во Вьетнаме. А все потому, что еще две тысячи лет назад там отмечали День памяти сестер Чинг, которые мужественно защищали свою Родину.

Сегодня же это чествование приходится на праздник 8 Марта. Внушительный стаж праздника – 2 000 лет. Конечно же, и празднование должно быть соответствующим.

Куба

Немалое значение имеет празднование 8 Марта для кубинцев. На острове Свободы – это день особый. Это не просто еще один из череды праздников, когда можно не ходить на работу, а вазочке будет вянуть дежурный букетик. 8 марта на Кубе наполнен особым смыслом, в воздухе витает дух революции и свободы.

Мы уже почти стали забывать, что революция — дело женское. А вот на Кубе чтят традиции и предаются празднованию 8 марта поистине с революционным пылом.

Уганда

Международный женский день в Уганде связан с вековыми традициями народов. Легенда местных жителей о 8 марта основывается на том, что когда-то одна из женщин, деревянным пестом, которым измельчала вареный корнеплод, ударила бога (за какое-то оскорбление). С тех пор уделом женщины стала африканская красная земля и дефицитная здесь вода. А населяющие воду существа, преимущественно змеи, стали символом женщин.

Согласно поверьям местных, наиболее значимые женские тайны, лежат на речном дне, и окованы их слезами, соленными, как море. Поэтому многие женщины Уганды, продолжая традиции, купаются голышом, надеясь получить ответы, на вопросы которые их волнуют, у давно покинувших мир прародительниц.

В этот праздник, 8 марта, женщины надевают множество украшений, устраивают танцы и имеют возможность наконец забыть о своих проблемах. В Уганде проходят всевозможные концерты и фестивали, которые образуют единую программу «Джанджобы».

Япония

В Японии у женщин целых два праздника в марте. Первый – Хина Мацури, который отмечают 3 марта, а второй – праздник девочек и цветения персика. А еще 14 марта тоже является женским днем и символизирует он “Белый день”.

По традиции подарки и поздравления в этот день принимают только те женщины, которые подарили что-нибудь своим возлюбленным на день Святого Валентина (справедливо).


Как ни странно, из всех праздников, установленных во времена коммунизма, ни один не вызвал в последние годы столько эмоций, споров, критики, сколько 8 Марта. Одно из первых положений неписаного "катехизиса", которое осваивали неофиты начала 90-х годов: "8 марта не праздник, и отмечать его нельзя".

По правде сказать, в нашем посткоммунистическом сознании Международный женский день уже давно не ассоциировался ни с какими международными делами, а стал просто Днем матери (сестры, бабушки, учительницы...).

Тем удивительнее те бурные эмоции, с которыми о 8 Марта писали некоторые уважаемые православные публицисты. В деле спасения нет мелочей. В одном детском, но вполне серьезном христианском стихотворении есть такие строчки: "Не бывает маленького ада за миниатюрные грехи". Если празднование 8 Марта и в самом деле греховно, то об этом надо сказать во всей полноте нашей Церкви. А если нет – то тему следует закрыть и обратить внимание верующих на более серьезные проблемы, коих у нас, увы, по-прежнему очень и очень много.

Видимо, наиболее последовательно и аргументированно позицию противников 8 Марта изложил диакон Андрей Кураев – вероятно, самый известный православный публицист современной России. В нашумевшей книге "Как делают антисемитом" этому празднику посвящена отдельная глава под названием "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Отец Андрей имеет счастливый талант не оставлять равнодушными своих читателей. Есть у него и горячие поклонники (как в Церкви, так и вне ее), и не менее горячие противники (опять-таки по обе стороны церковной ограды). Вот и эта статья (равно как и книга в целом) вызвала бурную реакцию, где порой эмоции перевешивали аргументы. Вполне ожидаемо было и то, что в определенных кругах книжку попросту обозвали "юдофобской". Но нам, православным, важно не в чьих-то пристрастиях и антипатиях разбираться, а определиться – в самом ли деле праздник 8 Марта недопустим для православного человека?

Отправной точкой для отца Андрея стал тот факт, что выбор 8 марта как даты "женского дня" не имеет исторического обоснования: "ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта". К сожалению, это утверждение неверно. Еще в школе нам всем рассказывали, что именно 8 марта трудящиеся женщины в одной из стран Запада поднялись на борьбу за свои права. Или в изложении современного журналиста, "согласно официальной, широко известной версии "женский день" был приурочен к событиям 1857 года, когда 8 марта текстильщицы нью-йоркских фабрик прошли маршем по улицам города. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату" и т.д. Так что официальная версия существовала.

Другое дело, что исторические события в основе праздника 8 Марта давно ушли куда-то на периферию сознания и никого в эпоху позднего коммунизма уже не интересовали. Социально-политическое измерение праздника, во всяком случае в быту, было напрочь забыто. Дети, даря цветы "Марьиванне", не задумывались ни о ее зарплате, ни о продолжительности рабочего дня. Но идем дальше. Раз сколько-нибудь значимых событий в истории в этот день не происходило, пишет отец Андрей, стало быть, мы лишь "статисты, приглашенные на праздник", а организаторы 8 марта "празднуют нечто совсем иное". "Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков", которые и запустили этот праздник"? – задается вопросом автор. И более чем смело заявляет: "Роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален… Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья"". Спорить с тем, что евреи играли колоссальную роль в европейском революционном движении, – смешно (как пишет цитируемый отцом Андреем протоиерей Сергий Булгаков, которого никак не обвинишь в антисемитизме: "Еврейская доля участия в русском большевизме, увы, непомерно и несоразмерно велика"). И этот факт заслуживает серьезного осмысления.

Но отец Андрей, блестящий полемист, оказался заложником собственного остроумия. Каламбур про "мононациональный Интернационал", конечно, удался. Но сразу хочется спросить отца Андрея: а как же Энгельс? а наши отечественные "бесы", гениально описанные Достоевским? а потомок Рюрика Кропоткин? а князь Бакунин? а Софья Перовская? а Плеханов? а Ленин? (Впрочем, Ильича, пожалуй, можно зачислить в евреи – из-за не то дедушки, не то прадедушки Бланка, правда, выкреста – но не зайдем ли мы в таких копаниях слишком далеко?).

Увы, отец Андрей собственную шутку воспринял как исторический факт и отправную точку для дальнейших построений. "Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд… И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки… Революция, как известно, живет религиозным пафосом… И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха? Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк.

Но Клара Цеткин – еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура – Эсфирь. Много веков назад она спасла свой народ от тирана". Увы, несмотря на "подозрительную" фамилию и участие в революционном движении, Клара Цеткин, обычно ассоциируемая с учреждением 8 марта, – чистокровная немка. Выросла в традиционно лютеранской семье (папа преподавал Закон Божий и играл на органе в кирхе). Правда, замужем за евреем Цеткиным. Но достаточно ли мужа-еврея, чтобы строить столь смелые предположения о горячем желании самой Цеткин увековечить память Эсфири?

В новом издании отец Андрей отчасти скорректировал свою позицию. Теперь уже речь о том, что "Интернационал оказался довольно мононационален " (курсив наш), не говорится и о еврейских корнях Цеткин. Но сама идея: 8 марта = "праздник Пурим, пусть даже под другим названием", все равно отстаивается. Нетерпеливый читатель в этом месте может поинтересоваться: а когда же будет про 8 марта? При чем здесь Эсфирь, немка Клара Цеткин и ее еврейский муж? Ведь мы начинали с того, что 8 марта – день, не имеющий особых "примет" в истории, и пытались определить, чем же был обусловлен выбор именно этой даты. "Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи)", – напоминает в связи с этим отец Андрей. "Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта".

***

Читайте также:

  • Святые отцы о семейных обязанностях христианина - Юрий Максимов
  • Что христианство подарило женщине? - протоиерей Андрей Ткачев
  • О, женщины! Поздравление ботаников - На злобу дня
  • Чудеса маленькие для маленьких, чудеса большие для больших - На злобу дня
  • Покажи мне твои иконы, и скажу, кто ты... Или фото русских "красавиц" - На злобу дня
  • Определение настоящей любви - На злобу дня
  • Как правильно встречать мужа с работы - руководство для святых жен - На злобу дня

***

Даже если в "тот год" и случилось такое совпадение – что это дает почитателям Эсфири, которые попытались навязать свой праздник остальному человечеству? На следующий год Пурим будет, к примеру, 25 февраля, а "женский день" по-прежнему 8 марта… У любителей Пурима, разъясняет отец Андрей, просто не было другого выхода – если каждый год дата праздника Революционерки менялась, "слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть – поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого)".

Трудновато, конечно, проникнуть в глубины психологии евреев-революционеров, но, даже если принять на веру все предположения отца Андрея – я не представляю, чтобы их удовлетворил столь незначительный результат на пути к всемирному прославлению национальной героини. Ну и что, если день борьбы женщин за свои права отмечается, к примеру, через три недели после Пурима? Можно ли считать, что и в этом случае люди, и не слыхавшие про Эсфирь, все равно 8 марта прославляют именно ее ("пусть даже не осознавая этого")? А самое главное – нам ли, православным, бояться прославления Эсфири?

Ведь она – наша, родная, православная святая. В первом издании книги отец Андрей, популярно излагая книгу Эсфири, об этом и не вспоминает. Во втором – утверждает, что "в месяцесловах Православной Церкви имени царицы Эсфири нет. В службе в неделю Праотец есть теплые воспоминания о святых еврейках Ветхого Завета: "С ними же сликовствует и жен благолепие: Сарра, Ревекка, Рахиль, и Анна же, и славная Мариам Моисеева купно" (стихира на Хвалитех). Эсфири в этом перечне нет. В календарях Московской Патриархии имя Есфири отсутствует до 1977 года". Почему Эсфирь не упоминалась в календарях Московской Патриархии, сказать трудно, но это не самое главное. Стихира, которую цитирует отец Андрей, взята из службы святых Отец. А Эсфирь воспоминается в Неделю святых Праотец: "Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери, Господи, Анна и Иудифь и Девора, Олда, Иаиль же, Есфирь, Сарра, Мариам же Моисеева, Рахиль и Ревекка и Руфь, велемудрыя" (1-й тропарь 9-й песни канона Недели святых Праотец). "Высшая, Божественная оценка действий Эсфири и Мардохея отсутствует в Библии.

В еврейском тексте книги Эсфирь вообще ни разу не упоминается имя Божие… Перед нами – скорее, историческое сказание, чем откровение Божие", – утверждает отец Андрей (а в первом издании – вообще категорично: "Это историческое сказание, а не откровение Божие"). Отец Андрей приводит свидетельства того, что в каноничности этой книги сомневались и иудеи, и ранние христиане. Это правда.

Но ведь их сомнения Церковь отвергла! Тем более странно, что отец Андрей в связи с этим цитирует еще одного врага книги Эсфирь – Мартина Лютера, чье стремление подогнать Библию под свой вкус доходило до того, что он отвергал каноничность Апокалипсиса и послания Иакова (с его убийственным для лютеровского богословия тезисом "Вера без дел мертва"). Да и Пурим, который отец Андрей называет – в пределах одного абзаца – "днем заведомо безнаказанных массовых убийств", "днем погрома", "днем убийства тысяч детей", праздновала ветхозаветная Церковь (см. вступление к книге Есфирь в Толковой Библии под редакцией Лопухина).

И, как мы видим из службы в неделю Святых Праотец ("Крепостию Твоею древле силы сотвориша дщери…"), церковное Предание, несмотря на умолчание еврейского масоретского текста, деяния Эсфири также связывает с помощью Божией. В одном и, пожалуй, самом главном мы безоговорочно согласны с отцом Андреем. Для нас Пурим – это древняя история. Для иудеев, по крайней мере, определенной их части, – это и поныне модель отношения к окружающему миру. Проблемы, поставленные отцом Андреем в его книге, весьма актуальны.

Но мы, православные христиане, в полемике с современными либеральными журналистами, носящими нередко еврейские фамилии, да не дерзнем осуждать ветхозаветных праведников – Авраама, Иисуса Навина, Давида, Есфирь – с высоты морали Нового Завета. "Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?" – задается вопросом отец Андрей. В свете всего того, что он сам выдвигает в подтверждение своей гипотезы, на его вопрос можно ответить категорически – безосновательно.

Идея принадлежала нееврейке, проникнуть в сознание давно покойных "еврейских лидеров" и проверить наличие ассоциации "женское революционное движение – Эсфирь" вряд ли дерзнет самый искушенный телепат, а почему именно 8 марта стало для них суррогатом привычного "семейного праздника", так и осталось необъясненным. Тем более, неприемлемо следующее умозаключение: из того, что 8 марта – Пурим, отец Андрей делает вывод, что и 23 февраля – тоже Пурим. "Оказывается, – пишет отец диакон, – 8 марта по новому стилю – это 23 февраля по старому. Вот и отгадка – почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался "двадцать третьим февраля". Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но – надо было найти и для нее прикрытие.

Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной армии". Память о первом сражении и первой победе". Здесь, пожалуй, наиболее ценное соображение – то, что для празднования Пурима 23 февраля "ничем не хуже и не лучше", чем 8 марта. Другими словами, ни то, ни другое никакого отношения к Пуриму не имеют. Но почему-то отец Андрей делает прямо противоположный вывод, и 23 февраля тоже становится Пуримом (причем его "мужским" вариантом – может, евреи тем самым хотели прославить главного героя книги Эсфирь Мардохея?). И опять-таки ничем не обоснованное проникновение в глубины психологии – "остался рефлекс праздновать что-то революционное".

Словом, речь не о людях (пусть даже не очень хороших), а о собаках Павлова. И когда только успел выработаться этот рефлекс? Женский день в России (собственно, в те годы вовсе не праздник, а день борьбы за права) в первый раз отмечался 2 марта (по н. ст.) 1913 года – тогда еще по всей Европе дата не была выработана. Единый день 8 марта (= 23 февраля по ст. стилю) по всей Европе, включая Россию, был установлен лишь в 1914 году. (Как выясняли дотошные критики Кураева, в тот год Пурим отмечался 12 марта, но это отца Андрея не смущает: "А тут где Пурим? Да рядышком: был воскресный день, ближайший перед Пуримом. Предпразднество, так сказать…").

Так что 23 февраля, как и 8 марта, никакого отношения к Пуриму (кроме того, что все три бывают в пределах одного месяца) не имеет. Другое дело, что весьма сомнительные для Красной армии события под Нарвой, которым мы обязаны установлением Дня защитника Отечества именно 23 февраля, и в самом деле вряд ли заслуживают всенародного празднования. В истории русского оружия были куда более значимые победы. А вот дата 23 февраля закрепилась – хотим мы того или нет. Быть может, и в самом деле следовало бы избрать менее надуманную дату?

Теоретически это вполне возможно, учитывая условность "23 февраля". А практически – абсолютно нереально. Даже если бы все пуримоведческие изыскания отца Андрея оказались правдой, вряд ли это имело бы хоть какое значение для тех, кто привык праздновать "свой" день в кругу боевых товарищей именно 23 февраля. Кого смутит, что в этот день кто-то когда-то вроде бы праздновал Пурим? Или даже то, что в этот день началась Февральская революция?

У нас, православных христиан, есть замечательный, но, к сожалению, пока не ставший общенародным праздник – Неделя жен-мироносиц, празднуемая через две недели после Пасхи. Конечно, в идеале он должен быть "главнее", чем никак не укорененный в церковном предании "Международный женский день".

Но поздравить маму или учительницу, особенно если речь идет о человеке нецерковном, с 8 марта все-таки вполне допустимо, и это признает и сам отец Андрей: "Впрочем, и греха в том, чтобы поздравить коллегу по светской работе с "женским праздником", не будет". "Конечно, можно добрым словом пожелать женщинам всего наилучшего, и лучше это делать не только в этот день, а почаще", – разъяснил 8 марта прошлого года заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Другое дело, что этот день, как правило, выпадает на Великий пост, который несовместим с увеселениями. Так что поздравлять – можно, а вот от застолья со скоромным и выпивкой на работе следует уклониться.

P.S. А как у наших зарубежных братьев во Христе? Отец Андрей настаивает, что 8 марта неизвестно за рубежом, поскольку в странах, где революция захлебнулась, "праздник революционерки" не прижился. В это утверждение следует внести определенные коррективы. Вот отрывок из прошлогоднего сообщения РИА "Новости": – Особенность празднования 8 Марта в Греции состоит в том, что эта дата воспринимается здесь исключительно как день, когда отдается должное борьбе женщин за свои права. Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул по случаю Международного женского дня выступил с обращением в адрес гречанок. "Церковь радуется правам женщин и всегда молится за их духовное возвышение во всех народах Земли. Этот день посвящен по всему миру правам женщин, и это справедливо: женщина – не вещь, не сосуд бесчестия и предмет порабощения. Она – Божие творение, украшение мужа и опора цивилизации", – пишет Предстоятель Элладской Церкви.

Во время военных действий 1914 года европейское население забыло о данном празднике. Но, после того как к власти пришли большевики, весенний женский день начали опять отмечать. В течение нескольких лет на территории России, Украины, Беларуси, Казахстана 8 Марта девушки не получали каких-либо подарков, так как праздник был признан политическим, в этот день проходили торжественные митинги и собрания. После ухода Сталина появилась традиция дарить тюльпаны, а уже в 1965 году праздничный день стал официальным выходным.


В каких странах 8 Марта — праздник? К примеру, в Украине, Беларуси и России к женскому дню сформировался довольно-таки особый подход.



Весенний день стал законным выходным днем. В Международный женский день здесь положено радовать милых дам, дарить им подарки и цветы. Принято считать, что весна - время для любви, для начала хорошей жизни с чистого листа, появления цветов и зелени. И совершенно неслучайно, что именно в это время мужчины засыпают поздравлениями женщин, ведь они светятся лучезарной улыбкой.





Германия — это еще одна страна, где празднуют 8 Марта, но по-своему. Данный день не относится к числу выходных, так как в его основу положена социалистическая история. И даже раньше, когда жители Восточной Германии поздравляли девушек, в западной части страны о таком мероприятии даже и не слышали.


После того как произошло объединение государства, весенний день получил некоторое распространение. Но, как бы там ни было, четкая традиция его празднования так и не сложилась. Невзирая на то что в источниках общественной информации пишется о женском празднике, свои поздравления и подарки немцы преподносят женщинам в День матери, приходящийся на май месяц. В этот день милые дамы забывают о различных домашних делах и заботах.


Что касается Франции, так здесь не особо принято праздновать 8 Марта. В информационных источниках упоминается об этом событии, но говорится о том, что его чествуют, в основном, коммунисты и те, кто относится к левым. Местные женщины будут чувствовать себя настоящими королевами в День матери, его отмечают в начале мая. Вот только возникает некий конфуз, так как это торжество никаким образом не касается молоденьких девушек. Здесь их, как правило, поздравляют в День всех влюбленных.


Особенности Международного женского дня у итальянцев




Италия относится к списку тех стран, где еще отмечают 8 Марта. Начиная с 1946 г. мимоза выступает в этой стране символом женского дня. С того момента родилась традиция дарить женщинам этот цветок. Вот только стоит отметить, что данный праздник здесь не является выходным. Отмечают женский день довольно-таки по-особенному. Самое интересное, что женщины не проводят это торжество со своими мужчинами, а собираются веселым коллективом и отправляются в ресторан или кафе. В вечернее время по всему Риму открыты различные бары со специальной программой от стриптизеров. Вход для женщин в такие заведения бесплатный. Если вести разговор о более дорогих заведения, таких как рестораны, то вход для мужчин-итальянцев здесь запрещен. В этой стране считают, что 8 Марта сюда могут приходить исключительно женские компании, а мужчины приезжают в конце вечера и оплачивают счет.


Есть и такие женщины, которые желают отметить праздник со своими вторыми половинками. В таком случае собираются дружным коллективом дома за торжественным столом. Итальянцы любят 8 Марта, и, что приятно, умеют его отмечать. На праздничном столе главным атрибутом выступает мимоза.


Женский день по-болгарски




Болгарию можно отнести к числу стран, где празднуют 8 Марта. Единственное, что, как и во многих других странах, он проходит обыденно. Для местных жителей это простой трудовой день, поэтому у мужчин есть отличный шанс подарить свои теплые слова не только любимым женщинам, но и коллегам по работе. Зачастую в этот день по окончании рабочего времени в офисах накрываются праздничные столы, или же все сотрудники идут в ресторан.


В последние годы у женщин, проживающих в Болгарии, по разным причинам отношение к Международному женскому дню немного охладело, некоторые просто начали воспринимать этот день как символ социалистических времен. Но, несмотря ни на что, это замечательный праздник, когда есть возможность сказать родному человеку теплые слова, устроить небольшую сказку и подарить хорошее настроение.



«Честита Баба Марта! » — так поздравляют болгары друг друга по национальной традиции — 1 марта, с первым днем Весны. Этот национальный праздник любят все болгары. Легенда гласит: Хан Аспарух в день празднования создания нового государства Болгарии — получил весточку от своей сестры Калины о том, что сестра жива и здорова. Сестра отправила Хану и подарок в виде букетика цветов, связанных красной и белой нитями. Хан очень обрадовался подарку и приказал с тех пор этот день 1 марта праздновать цветами, перевязанными красными и белыми нитями.




Китай нельзя отнести к странам, где празднуют 8 Марта. Этот день для местного населения проходит довольно-таки незаметно. Единственные, кто может получить официальные поздравительные письма в этот день, так это пожилые революционерки. Кроме того, в Китае не положено никому презентовать срезанные цветы. Поэтому в праздничный день букеты покупают исключительно иностранцы, в основном россияне.


Женский день во Вьетнаме




Впервые здесь начали поздравлять женщин более двух тысяч лет назад. Тогда этот праздник посвящали вечной памяти отважных сестер Чынг — активисток освободительной войны против агрессии Китая. На сегодняшний день 8 Марта признан как официальное торжество, которое отмечают с большим удовольствием. Поэтому если у вас спросят, где в мире празднуют 8 Марта, то смело можно ответить, что во Вьетнаме.


Литовский Международный женский день


После раскола Советского Союза в Литве прекратили официально праздновать Международный женский день, но жители, говорящие на русском языке, традиции празднования все же сохранили. Только вот в настоящий момент в Литве праздник женщин воспринимают как начало весны и называют Международным днем женской солидарности. У большинства населения страны 8 Марта ассоциируется с советскими временами. В этот день, как и в Польше, работают все цветочные ларьки, и уровень продаж букетов выше, чем в День влюбленных




Многие люди интересуются вопросом о том, в каких странах постсоветского пространства празднуют празднуют 8 Марта и как? И именно в России, Украине, Белоруси и Казастане? В эти странах сложились одинаковые особенные традиции, связанные с этим праздником. В женский день среди прекрасной половины человечества нет никакого разделения. Поздравления получают абсолютно все, даже самые маленькие. Конечно же, как и во многих других странах, традиционным подарком выступают цветы. На 8 Марта женщин освобождают от всех домашних обязательств. Приготовлением еды, уборкой и другими домашними делами занимаются мужчины.


Праздник есть у всех женщин мира




К сожалению, на сегодняшний день довольно-таки немного стран, где празднуют 8 Марта. Тем самым то, что праздник международный, ставится под сомнение. Радует только то, что в каждой стране есть праздник женщин. Абсолютно не имеет значения, как он называется, главным остается то, что мужчины не забывают о своих женах, матерях, дочках, сестрах. Женщины любят внимание, поэтому не забывайте о них!


С праздником дорогие женщины!


Стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с "маршем пустых кастрюль", который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года и вовсе было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем.

Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой, возможно, на самом деле никогда не было. Точнее, была, но бастовали вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник привезла подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Коллонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз "великой фразой": "Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды".

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин иудейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери. Однако стремление Цеткин связать 8 марта с еврейским праздником Пурим не замолчишь.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Эсфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Эсфирь убедила его не только не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех их врагов, включая самих персов.

Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля - начало марта). Восхваляя Эсфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия, пожалуй, самая скандальная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня.

В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Представительницы древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые пользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми женщинами, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке - незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным по предложению Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году вместе со своей подругой Розой Люксембург она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на "трудящихся женщин".

Зачем внедрили 8 марта?

Многие историки сходятся во мнении, что 8 марта - обычная политическая кампания социал-демократов.

В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно было просто пройти по улицам с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги, и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны.

Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

В ТЕМУ

В след за праздником "Дня защитника Отечества", которое до недавних пор отмечали 23 февраля, в небытие могут отойти и Международный женский день – 8 марта, и День победы – 9 мая.

Похожие публикации